Формирование связной речи у дошкольников.
методическая разработка по теме
В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал является разработкой, адаптированной к работе в нашем МБДОУ, на основе уже имеющихся публикаций по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich._kontr._po_formir._svyazn._rechi_u_doshk.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План тематического контроля
«Формирование связной речи у дошкольников»
Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.
Сроки проведения: с 10 января по 20 января 2012 г.
№ п/п | Разделы плана | Содержание | Методика контроля |
1. | Диагностика знаний, умений, навыков, уров-ня развития и воспи-танности детей. | Владение детьми ЗУН в соответствии с требованиями программы и целью занятия. Наличие навыков связной речи. Уровень навыков общения в игровой деятельности. | Анализ диагностических карт. Анализ деятельности детей на занятиях. Беседы с детьми на предло-женную тему. Наблюдение за речевым раз-витием в повседневной деятель-ности. |
2. | Уровень профессио-нального мастерства воспитателя. | Уровень знаний программы по развитию связной речи де-тей. Методика проведения заня-тий. Руководство самостоятельной деятельностью детей. | Собеседование с воспитателями по программе. Проведение открытых показов, анализ проведения занятий воспитателем. Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми. Просмотр второй половины дня: самостоятельная художест-венно-речевая деятельность детей. |
3. | Система планирования работы с детьми. | Система работы по форми-рованию связной речи. | Проверка планирования заня-тий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках, игровой деятельности. |
4. | Создание условий: - в группах, - в методическом каби-нете. | Методическая литература и пособия. Наличие и разнообразие мате-риала для проведения занятий и самостоятельной речевой и игровой деятельности детей. | Посещение групп. Анализ предметно-развиваю-щей среды с точки зрения ее содержания (наличие ил-люстрированных материалов; сменяемость материалов книж-ного уголка, выставки в книж-ном уголке, материал для самостоятельной художествен-но-речевой деятельности). |
5. | Работа с родителями | Работа по данной теме, наличие совместной деятель-ности. | Анализ планов. Анализ наглядной информации для родителей в группе. Анкетирование родителей. |
Материалы тематического контроля
- Диагностические карты обследования уровня развития речи детей (младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст), выборочная диагностика детей.
- Карта анализа занятия.
- Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
- Карта анализа создания условий в группах для речевого развития детей.
- Карта анализа планирования воспитательно-образовательной работы по речевому развитию.
Карта анализа занятия
Тема_________________________________________________________________________
Дата проведения_______________________________________________________________
Возрастная группа_____________________________________________________________
Количество детей______________________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________________________
Начало занятия ______________________Окончание занятия _________________________
Критерии анализа | Уровень оценки | ||
Да | Нет | Частично | |
Подготовка педагога к занятию | |||
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру | |||
При использовании готовых конспектов: умение вносить необходи-мые изменения в ход занятия, корректировать цели (в соответствии с индивидуальными особенностями детей) | |||
Соответствие программного содержания возрасту детей данной груп-пы | |||
Подбор демонстрационного и раздаточного материала | |||
Рациональное размещение материала | |||
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы) | |||
Проведение занятия | |||
Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий:
| |||
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм | |||
Психологический настрой на занятие. Использование игровых органи-зационных моментов | |||
Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе) | |||
Учёт индивидуальных и психических особенностей детей при прове-дении занятия | |||
Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятии (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение) | |||
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспи-тателя | |||
Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каж-дым ребёнком) | |||
Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет) | |||
Критерии анализа | Уровни оценки | ||
Да | Нет | Частично | |
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.) | |||
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять их интерес в течение всего занятия | |||
Умение корректировать ход занятия с учётом обратной связи (со-кратить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.) | |||
Индивидуальная работа с детьми | |||
Деятельность детей на занятии | |||
Оценка педагогом работы детей на занятии | |||
Сохранение интереса и внимания детей к деятельности | |||
Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач | |||
Усвоение детьми программного содержания | |||
Умение детей адекватно оценить собственную работу | |||
Позитивное отношение детей к воспитателю | |||
Умение слушать и слышать объяснение воспитателя | |||
Активная позиция детей на занятии | |||
Выводы, рекомендации | |||
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
КАРТА АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Профессиональные умения воспитателя | Фамилия, имя, отчество воспитателя | ||||||||||
Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы | |||||||||||
Умение диагностировать уровень развития связной речи детей | |||||||||||
Культура речи воспитателя | |||||||||||
Точность и ясность выражений мыслей | |||||||||||
Образность речи | |||||||||||
Эмоциональность и интонационная вырази-тельность речи | |||||||||||
Доступность речи для детей по форме и содер-жанию | |||||||||||
Умение руководить развитием диалогической речи детей | |||||||||||
Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения | |||||||||||
Умение управлять своим поведением, прояв-лять терпение и такт в общении с детьми | |||||||||||
Умение руководить общением детей в группе, решать детские конфликты, предупреждать их | |||||||||||
Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей | |||||||||||
Умение организовать познавательную деятель-ность детей так, чтобы она способствовала раз-витию диалогического общения | |||||||||||
Умение организовать специальные игры соци-альной направленности, имеющие целью раз-вития коммуникативных навыков детей | |||||||||||
Умение руководить развитием монологической речи детей | |||||||||||
Знание методики составления пересказа литературного произведения | |||||||||||
Знание методики составления рассказа на основе личного опыта | |||||||||||
Знание методики составления рассказа об игрушке, предмете | |||||||||||
Знание методики составления рассказа по картине | |||||||||||
Знание методов и приёмов развития связной речи детей | |||||||||||
Создание в группе условий для развития диалогической и монологической речи детей (грамотная организация книжного уголка, создание обстановки, благоприятной для общения) |
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень -
КАРТА АНАЛИЗА СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ В ГРУППАХ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды | Возрастные группы | |||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | |
1. Книжный уголок: | ||||||||||||
1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг) | ||||||||||||
1.2. Соответствие содержа-ния возрасту детей | ||||||||||||
1.3. Наличие художествен-ной литературы, её грамот-ный подбор (несколько книг одного наименования и ав-тора разных издательств) | ||||||||||||
1.4. Иллюстрации по темам занятий (ознакомление с со-циальным миром и ознаком-ление с художественной литературой | ||||||||||||
1.5. Материалы о художни-ках-иллюстраторах | ||||||||||||
1.6. Тематические выставки | ||||||||||||
1.7. Сменяемость материала | ||||||||||||
2. Наличие детской лите-ратуры в группе | ||||||||||||
3. Оборудование для театрализованной деятельности: | ||||||||||||
3.1. Ширма | ||||||||||||
3.2. Фланелеграф | ||||||||||||
3.3. Соответствие возрасту видов театра | ||||||||||||
3.4. Соответствие возрасту содержания театров и теат-рализованных игр | ||||||||||||
4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) | ||||||||||||
5. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр | ||||||||||||
6. Методическая литера-тура | ||||||||||||
7. Пособия для занятий | ||||||||||||
8. Набор материалов для диагностики детей |
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень -
КАРТА АНАЛИЗА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Планирование различных видов деятельности | Возрастные группы | |||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | |
Занятия | ||||||||||||
Беседы | ||||||||||||
Работа в книжном уголке | ||||||||||||
Чтение художественной литературы | ||||||||||||
Индивидуальная работа с детьми (по воспитанию ЗКР, развитию словаря, связной речи) | ||||||||||||
Игры: дидактические, раз-вивающие, настольно-пе-чатные и др. | ||||||||||||
Рассматривание иллюстра-ций, предметов, игрушек, явлений природы | ||||||||||||
Развлечения | ||||||||||||
Сюжетно-ролевые игры | ||||||||||||
Театрализованная деятель-ность |
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень - .
АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
На основании годового плана МБДОУ КВ «Детский сад №6 «Солнышко» в период с 10 января по 20 января 2012 г. был проведен тематический контроль с целью выяснения состояния воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.
В ходе тематического контроля были выявлены факторы, которые мешают качественной работе по развитию связной речи детей МБДОУ:
- недостаточное оснащение групп дидактическим материалом для развития связной речи детей;
- недостаточная компетентность педагогов в планировании и методике проведения занятий по обучению дошкольников связной речи;
- отсутствие преемственности в работе между узкими специалистами МБДОУ и воспитателями;
- неумение педагогов сделать из родителей союзников и активных помощников в деле воспитания и развития собственных детей.
Рекомендовано:
а) воспитателям:
- пополнить группы методическими и дидактическими материалами по речевому развитию детей;
- для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.;
- совместно с учителями-логопедами разместить в родительских уголках страничку логопеда;
- усилить самоконтроль за собственной речью и контроль над речью детей;
б) старшему воспитателю:
- пополнить методический кабинет словарями разной направленности;
- для повышения профессиональной компетенции педагогов подготовить и провести серию консультаций по работе с детьми и речевому развитию педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...
Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр
статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация...
Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Комментарии
спасибо
спасибо