Формирование связной речи у дошкольников.
методическая разработка по теме

В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал является разработкой, адаптированной к работе в нашем МБДОУ, на основе уже имеющихся публикаций по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich._kontr._po_formir._svyazn._rechi_u_doshk.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

План тематического контроля

«Формирование связной речи у дошкольников»

Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.

Сроки проведения: с 10 января по 20 января 2012 г.

п/п

Разделы плана

Содержание

Методика контроля

1.

Диагностика знаний, умений, навыков, уров-ня развития и воспи-танности детей.

Владение детьми ЗУН в соответствии с требованиями программы и целью занятия.

Наличие навыков связной речи.

Уровень навыков общения в игровой деятельности.

Анализ диагностических карт.

Анализ деятельности детей на занятиях.

Беседы с детьми на предло-женную тему.

Наблюдение за речевым раз-витием в повседневной деятель-ности.

2.

Уровень профессио-нального мастерства воспитателя.

Уровень знаний программы по развитию связной речи де-тей.

Методика проведения заня-тий.

Руководство самостоятельной деятельностью детей.

Собеседование с воспитателями по программе.

Проведение открытых показов, анализ проведения занятий воспитателем.

Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми.

Просмотр второй половины дня: самостоятельная художест-венно-речевая деятельность детей.

3.

Система планирования работы с детьми.

Система работы по форми-рованию связной речи.

Проверка планирования заня-тий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках, игровой деятельности.

4.

Создание условий:

 - в группах,

 - в методическом каби-нете.

Методическая литература и пособия.

Наличие и разнообразие мате-риала для проведения занятий и самостоятельной речевой и игровой деятельности детей.

Посещение групп.

Анализ предметно-развиваю-щей среды с точки зрения ее содержания (наличие ил-люстрированных материалов; сменяемость материалов книж-ного уголка, выставки в книж-ном уголке, материал для самостоятельной художествен-но-речевой деятельности).

5.

Работа с родителями

Работа по данной теме, наличие совместной деятель-ности.

Анализ планов.

Анализ наглядной информации для родителей в группе.

Анкетирование родителей.

Материалы тематического контроля

  1. Диагностические карты обследования уровня развития речи детей (младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст), выборочная диагностика детей.
  2. Карта анализа занятия.
  3. Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
  4. Карта анализа создания условий в группах для речевого развития детей.
  5. Карта анализа планирования воспитательно-образовательной работы по речевому развитию.

Карта анализа занятия

Тема_________________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

Возрастная группа_____________________________________________________________

Количество детей______________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________________________

Начало занятия ______________________Окончание занятия _________________________

Критерии анализа

Уровень оценки

Да

Нет

Частично

Подготовка педагога к занятию

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру

При использовании готовых конспектов: умение вносить необходи-мые изменения в ход занятия, корректировать цели (в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Соответствие программного содержания возрасту детей данной груп-пы

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Рациональное размещение материала

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Проведение занятия

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий:

  • удовлетворение двигательной активности (организация дина-мических пауз, физкультминуток);
  • рациональный выбор динамических поз детей во время занятий (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ков-ре, стоя и т. д.)
  • соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм

Психологический настрой на занятие. Использование игровых органи-зационных моментов

Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под,

рядом, вместе)

Учёт индивидуальных и психических особенностей детей при прове-дении занятия

Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятии (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение)

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспи-тателя

Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каж-дым ребёнком)

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет)

Критерии анализа

Уровни оценки

Да

Нет

Частично

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять их интерес в течение всего занятия

Умение корректировать ход занятия с учётом обратной связи (со-кратить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии

Оценка педагогом работы детей на занятии

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение детей адекватно оценить собственную работу

Позитивное отношение детей к воспитателю

Умение слушать и слышать объяснение воспитателя

Активная позиция детей на занятии

Выводы, рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Профессиональные умения воспитателя

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Знание программных задач развития связной  речи у детей своей возрастной группы

Умение диагностировать уровень развития связной речи детей

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражений мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная вырази-тельность речи

Доступность речи для детей по форме и содер-жанию

Умение руководить развитием диалогической речи детей

Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения

Умение управлять своим поведением, прояв-лять терпение и такт в общении с детьми

Умение руководить общением детей в группе, решать детские конфликты, предупреждать их

Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей

Умение организовать познавательную деятель-ность детей так, чтобы она способствовала раз-витию диалогического общения

Умение организовать специальные игры соци-альной направленности, имеющие целью раз-вития коммуникативных навыков детей

Умение руководить развитием монологической речи детей

Знание методики составления пересказа литературного произведения

Знание методики составления рассказа на основе личного опыта

Знание методики составления рассказа об игрушке, предмете

Знание методики составления рассказа по картине

Знание методов и приёмов развития связной речи детей

Создание в группе условий для развития диалогической и монологической речи детей (грамотная организация книжного уголка, создание обстановки, благоприятной для общения)

Высокий уровень -         ; средний уровень -         ; низкий уровень -        

КАРТА АНАЛИЗА СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ В ГРУППАХ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Перечень условий и элементов

предметно-развивающей среды

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

1. Книжный уголок:

1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг)

1.2. Соответствие содержа-ния возрасту детей

1.3. Наличие художествен-ной литературы, её грамот-ный подбор (несколько книг одного наименования и ав-тора разных издательств)

1.4. Иллюстрации по темам занятий (ознакомление с со-циальным миром и ознаком-ление с художественной литературой

1.5. Материалы о художни-ках-иллюстраторах

1.6. Тематические выставки

1.7. Сменяемость материала

2.  Наличие детской лите-ратуры в группе

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

3.1. Ширма

3.2. Фланелеграф

3.3. Соответствие возрасту видов театра

3.4. Соответствие возрасту содержания театров и теат-рализованных игр

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)

5. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр

6. Методическая литера-тура

7. Пособия для занятий

8. Набор материалов для диагностики детей

Высокий уровень -         ; средний уровень -         ; низкий уровень -        

КАРТА АНАЛИЗА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Планирование различных видов деятельности

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Занятия

Беседы

Работа в книжном уголке

Чтение художественной литературы

Индивидуальная работа с детьми (по воспитанию ЗКР, развитию словаря, связной речи)

Игры: дидактические, раз-вивающие, настольно-пе-чатные и др.

Рассматривание иллюстра-ций, предметов, игрушек, явлений природы

Развлечения

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованная деятель-ность

Высокий уровень -         ; средний уровень -         ; низкий уровень -         .

АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На основании годового плана МБДОУ КВ «Детский сад №6 «Солнышко» в период с 10 января по 20 января 2012 г. был проведен тематический контроль с целью выяснения состояния воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.

В ходе тематического контроля были выявлены факторы, которые мешают качественной работе по развитию связной речи детей МБДОУ:

 - недостаточное оснащение групп дидактическим материалом для развития связной речи детей;

 - недостаточная компетентность педагогов в планировании и методике проведения занятий по обучению дошкольников связной речи;

 - отсутствие преемственности в работе между узкими специалистами МБДОУ и воспитателями;

 - неумение педагогов сделать из родителей союзников и активных помощников в деле воспитания и развития собственных детей.

Рекомендовано:

а) воспитателям:

 - пополнить группы методическими и дидактическими материалами по речевому развитию детей;

 - для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.;

 - совместно с учителями-логопедами разместить в родительских уголках страничку логопеда;

 - усилить самоконтроль за собственной речью и контроль над речью детей;

б) старшему воспитателю:

 - пополнить методический кабинет словарями разной направленности;

 - для повышения профессиональной компетенции педагогов подготовить и провести серию консультаций по работе с детьми и речевому развитию педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...


 

Комментарии