Проект по речевому развитию с воспитанниками старшей группы 5-6 лет «В гостях у сказки»
проект по развитию речи (старшая группа)

Проектная деятельность

 по речевому развитию с воспитанниками старшей группы 5-6 лет

 «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-volshebnye_skazki_1.docx741.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

 по речевому развитию с воспитанниками старшей группы 5-6 лет

 «В гостях у сказки»

https://muz-rukdou.ru/szenarii/hello_html_m2612de67.png

Автор проекта:

Лещук А.П.

2020г.


Тема проекта: «В гостях у сказки»

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: среднесрочный

Срок реализации проекта: март-апрель 2020г.

Участники проекта: воспитанники 5-6 лет.

Актуальность

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Цель: осуществлять решение речевых задач по средствам знакомства детей с разнообразием мира сказок.

Задачи:

- создавать необходимые условия для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников;

-способствовать обогащению словарного запаса;

-развитие речевое творчество;

-развитие социально-коммуникативных навыков в играх драматизации;

-развитие воображения в составлении описательных рассказов;

-учить работать в команде;

-создание положительного климата в группе;

-знакомить с особенностями жанра;

-использовать прием повествования в процессе придумывания сказок.

Ожидаемые результаты:

-обогатить знания детей о многообразии сказок и их использовании в процессе игры;

-развить способность к правильному повествованию и пересказыванию;

-обогатить словарный запас;

-передавая характер и настроение героев, научить детей использовать в своей речи полные предложения с соблюдением интонации.

Взаимодействие с образовательными областями и видами деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; игровая деятельность.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный: разработка конспектов бесед с детьми в утренние часы; отбор художественной литературы необходимой для реализации проекта; подготовка материалов и оборудования для реализации проекта; организация книжной выставки.

2.Практический: организация утреннего круга; чтение художественной литературы; организация образовательной деятельности по речевому развитию; проведение викторины.

3.Заключительный: проведение итогового мероприятия, инсценировка сказки.

Итоги: в результате проектной деятельности у детей развивается интерес и способность к повествованию и пересказыванию уже знакомых им сказок. Дети с большим удовольствием придумывают новые сказки, что способствует укреплению взаимоотношений детей в группе и обогащению словаря. В пересказывании и повествовании сказок дети научились использовать интонацию и передавать характер и настроение героев. Воображение детей развивается таким образом, что они могут придумать и поставить сказку из подручных материалов, игр и конструктора, его элементов.

                                       План реализации проекта

Форма

Название мероприятия

Утренний круг (беседа)

Выставка художественной литературы

Образовательная деятельность по художественному творчеству, нетрадиционная техника рисования

Самостоятельная игровая деятельность детей

Утро радостных встреч

Беседа «Эти добрые сказки»

«В гостях у сказки»

(вторая половина дня)


«Зимняя сказка»

Развивающие игры с киндер-сюрпризами в старшей группе «Когда игрушки оживают».

Просмотр сказки

Чтение художественной литературы

«Морозко»

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обсуждение, вопрос-ответ)

Образовательная деятельность по речевому развитию с элементами театрализации.

Театрализация по известным детям произведениям.

Викторина по русским народным сказкам

«Хоровод сказок»

Театрализованное представление с воспитанниками старшей группы «Теремок на новый лад»

Инсценировка сказки

«Внучка»

Выводы: в результате реализации проектной деятельности по речевому развитию дети развили способность к пересказыванию; научились правильно строить диалог и работать над интонацией в процессе театрализации; у детей развивалась связанная логическая речь.

Утренний круг:

Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),
Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),
Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),
Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки),
И здравствуй, я (Руки к груди)!

(дети выполняют вместе с воспитателем)

Беседа «Эти добрые сказки»

Цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой на погружение в мир сказок, приключения обещают быть интересными и насыщенными.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…

Воспитатель: Народные сказки существовали во все времена, они такие же древние, как и само человечество. Основной целью сказок была передача ценностей данной цивилизации следующему поколению. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.


Выставка художественной литературы «В гостях у сказки»

Главной целью выставки было узнать любимых детьми героев сказок.

        А также, показать необходимость приобщения детей к художественной литературе, показать то, что книга не только дает знания детям о новом, волшебном и таинственном, но и позволяет сближать педагога и детей в рассуждении общей темы, например «Добро и зло…».

Обзор книжной выставки по сказкам и рассказам русских писателей. … Дети смогут окунуться в волшебный мир сказки и вспомнить, какими бывают произведения устного народного творчества. Они узнают, что сказки очень похожи между собой, учат детей смелости, доброте, честности, гостеприимству, отзывчивости и взаимопомощи

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению, через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:

-Что больше всего понравилось в произведении?

-Кто больше всех понравился?

-Кем были Алёнушка и Иванушка?

-Из какого копытца хотел выпить Иванушка в первый раз?

-Почему Иванушка превратился в козлёночка?

-Какие герои ещё были в этой сказке? Опиши какие они, какие поступки совершали?

-Чем закончилась сказка?


Образовательная деятельность по художественному творчеству, нетрадиционная техника рисования «Зимняя сказка»

Цель: научить детей использовать новые материалы в процессе изображения зимнего пейзажа.

Задачи:

-развивать воображение;

-пробудить природную любознательность;

-развивать интерес к сказкам через художественное творчество;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование: лист бумаги, краски гуашевые, акварельные, зубные щетки, коктейльные трубочки, соль, клей ПВА, ватные палочки, кисточки, баночки с водой.

Использование нетрадиционных техник рисования: выдувание, набрызг, штриховка, рисование тычком ватными палочками, высыпание солью.

Предварительная работа:

• Рассматривание дидактического иллюстративного материала «Зимний лес»;

• Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.

Беседа

Обратите внимание с помощью чего мы сегодня будем с вами рисовать.

Вспомните, как правильно держать кисть, как ее промывать от краски.

Вспомните куда мы кладем использованные предметы.

Для чего нам нужны влажные салфетки.

Этапы выполнения работы:

1.Подготовка фона. Закрашивание листа бумаги акварельными красками, кистью.

2.Рисование пейзажа зимнего леса с использование техники выдувания и штриховки зубной щёткой. Изобразить снег с помощью клея ПВА и соли.

3.Изображение животного на снегу-зайца также с помощью соли и клея ПВА.

4. Использование техники рисования тычком для изображения снега, носа и глаз зайца.

Проверить аккуратность выполнения работы. Поблагодарить детей за труд. Организовать выставку детских работ.



Самостоятельная игровая деятельность детей

Развивающие игры с киндер-сюрпризами в старшей группе

«Когда игрушки оживают».

Цель игры — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Образовательная деятельность по речевому развитию с элементами театрализации

Цель: развитие речи посредством театрализации.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью жестов, мимики; работать над формированием правильной, четкой речи, над произношением;
  • Воспитательные: воспитывать любовь к театру, навыки театральной культуры;
  • Развивающие: развивать творческую самостоятельность; эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.

Материалы, используемые на занятии: ширма, деревянный театр.

1.Вводная часть.

Создание игровой мотивации. Знакомство со сказочницей.

Сказочница- воспитатель:

Вы меня узнали. Я сегодня сказочница. Проходите, садитесь. Я принесла вам сказку. Она у меня в сундучке. Я произнесу слова и сундучок откроется.

Тук – тук, чок – чок,
Ты откройся сундучок.

Не открывается, давайте все вместе скажем слова, тогда сундучок точно откроется, скажем все вместе?!:

тук – тук, чок – чок,
Ты откройся сундучок. Открылся…

(Достаю репку).

В какой сказке живет репка? В сказке «Репка»

А вот наши остальные герои сказки «Репка»

(Достаю из сундучка, называем героев, кладу на стол)

2. Основная часть:

Совместный пересказ сказки “Репка” по вопросам.

А мы с вами вместе вспомним сказку «Репка»

Вопросы:

  1. Kтo посадил репку? (Дед)
  2. Что сделал дед? (Посадил репку)
  3. Куда посадил дед репку? (Вземлю)
  4. Какая выросла репка?(Выросла круглая, выросла желтая, выросла большая- пребольшая)
  5. Кто помог вытянуть репку? (Вытянуть репку помогли бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
  6. Ребята пригодилась ли помощь маленькой мышки? (да)
  7. Наши герои…(вытянули репку)

(Дети отвечают на вопросы).

Физкульминутка по сказке «Репка»

В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, расти – расти репка большая – пребольшая (тянемся вверх на носочках)
 

Инсценирование сказки “Репка”.

Воспитатель: А хотите поиграем в сказку “Репка”?

Воспитатель: Посадил Дед репку.

Ребенок, сажает и поливает репку.
Воспитатель: выросла репка большая- пребольшая.

Стал Дед репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может.

Позвал Дед Бабку.

Ребёнок: бабка, иди репку тянуть!
Воспитатель: бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, а вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Ребенок (бабка): внучка, иди репку тянуть!

Ребенок (внучка): Иду.

Воспитатель: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвала внучка жучку.

Ребенок (внучка): жучка, иди репку тянуть!

Ребенок (жучка): гав – гав - гав.

Воспитатель: жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, а вытянуть не могут.

Позвала жучка кошку.

Ребенок(жучка): кошка, иди репку тянуть!

Ребенок (кошка): мяу – мяу –мяу.

Воспитатель: кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, а вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Ребенок (кошка): мышка, иди репку тянуть!

Ребенок (мышка): пи – пи – пи.

Воспитатель: мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут- потянут, и вытянули репку! Большую – пребольшую!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли сказке ожить, выразительно ее рассказали, показывали…

Заключительная часть:

Так в какой сказке репка живет? (В сказке репка)

Каких персонажей вы знаете по сказке «репка» (дети перечисляют).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Викторина по русским народным сказкам

«Хоровод сказок»

Цель: развитие речи дошкольников в процессе устного и письменного ответа на вопросы.

Задачи:

-развитие связной речи;

- учить работать в команде;

-развивать пять, внимание, ловкость и быстроту реакции в ответе на вопросы;

-создание положительного климата в группе.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры.

Ход викторины

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки
.

– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде.

– Итак, начнем!

Задание №1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

– Молодцы!

Задание №2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.) 

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Задание №3. Эстафета “Юный художник”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Задание №4. Эстафета “Колобок”

– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас получились на рисунках? От кого приходилось уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем нашему Колобку избежать неприятностей. А колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой по полу.

Задание №5. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде, чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Задание №6        Инсценировка сказки «Теремок на новый лад»

Задачи:

Дать возможность детям самим придумать ход и развитие событий новой сказки с опорой на уже известное произведение.

Цель-вовлечь в процесс инсценировки всю группу воспитанников, передавать благоприятный эмоциональный настрой друг другу.

Инсценировка сказки «Внучка»

Цель: формирование связной речи посредством театрализации.

Задачи:

-учить произносить слова правильно, связанно, полным предложением;

-развивать творческое воображение в процессе театрализованной деятельности сказки придуманной самостоятельно педагогом и детьми;

-учить детей примерять на себя роли героев, передавать их настроение и эмоции;

-учить детей завершать сюжет сказки.

Материалы, используемые на занятии: ширма, деревянный конструктор-театр, пальчиковый театр, театр на ложках.

Воспитатель в роли рассказчика.

-В одной маленькой деревушки, в старенькой избушке…жили поживали дед, баба и внучка Настенька. Жили они дружно, ладно, внучка во всем помогала деду и бабе. Надо в избе прибрать, так внучка тут как тут, возьмет и выметить весь мусор. Надо на стол накрыть, так Настенька и накроет, и уберет за всеми. Очень хорошая и послушная девочка.

        Но вот однажды встала утром баба раньше всех, глядь, а на столе крошки, мусор. За охала, за ахала бабка:

— Это что такое? Сколько крошек на столе.

Разбудила баба внучку и стала спрашивать:

-Настенька, а Настенька, ты вчера со стола убирала? Посмотри сколько хлебных крошек здесь.

Удивилась внучка и оправдывается:

-Да бабушка убирала.

Расстроилась Настенька и чуть не заплакала.

Сели завтракать. Дед полез в корзинку за хлебом, глядь…а хлеба то нет. Рассердился дед, стукнул кулаком по столу:

-Кто съел мой хлеб?

Внучка отвечает:

-Я не ела дедушка.

Бабка отвечает:

И я хлеб не трогала.

Дед ворчит:

-Что же это происходит, ведь кто-то еще в нашей избушке живет.

И услышали они как из-под стола писк доносится. Посмотрела внучка, а это маленькая мышка. Сидит и на Настеньку смотрит, как будто поесть просит. Достала внучка мышку из-под стола и говорит:

-Да вот кто у нас по ночам хлеб грызет. Эй, проказница, больше так не делай. Обняла она мышку и стали они жить вчетвером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".

Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...

Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт, молочные продукты, мясные продукты, морепродукты, х...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы детского сада «Ежик в гостях у ребят»

Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии картин. Задачи: 1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно...

Проект по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Грамотейка»

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы «Поможем Буратино пойти в школу»

Методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, направлена на формирование первичных представлений о школе и обобщающего понятия «школьные принадлежности»....

Проект по речевому развитию Во второй младшей группе № 1 «В гостях у сказки».

Название проекта: «В гостях у сказки!».Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» Мишина Елена АндреевнаИнтеграция образовательных областей: · Соци...

Образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Колокольчик" «В гостях у сказки»

Сказка- необходимый элемент жизни ребенка. Через сказку малыш входит в мир, полный волшебства, благодаря которому он учится различать добро и зло, и относиться к людям с добротой. Из сказок дети черпа...