Проект по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Грамотейка»
проект по развитию речи (старшая группа)

Носкова Светлана Анатольевна

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gramoteyka.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Грамотейка»

Вид проекта: групповой, краткосрочный, игровой, информационный.

Сроки реализации: краткосрочный 

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;

Способствовать у детей развитию объема памяти;

подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;

Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности, обогатить игровой опыт каждого ребёнка;

стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе; 

Развитие коммуникативной функции речи;

Успешное овладение грамотной и связной речью; 

Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

Умение договариваться и работать слажено;

Умение обратиться к взрослому с вопросом;

Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации.

Содержание:

Определение темы проекта, постановка цели и задач.

Создать мотивацию для работы по проекту.

Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

Изучение причин речевых нарушений.

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

Оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей.

Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;

Дидактические игры  «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию», «Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2 этап – основной

Цель: Закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию. Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

Загадывание загадок, заучивание стихотворений.

Составление предложений.

-Составление описательного рассказа.

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа.

Заучивание стихотворения «Весна – красна».

Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки».

Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку».

Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе.

Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников».

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Повышение компетентности родителей, консультирование.

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

Содержание:

Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации.

Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи».

Оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи».

Оформление консультации для родителей «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Оформление альбома стихов о весне.

Обработка и оформление материалов проекта.

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Путешествие в страну «Грамотейка»

-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы "Путешествие в страну "Грамотейка""

материал занятия позволяет автоматизировать поставленные звуки в совместной деятельности детей, посредством дидактических игр. занятие проводится с помощьбю презентация, для привлечения интереса детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Путешествие по стране «Математика»

Занятия  с дошкольниками должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возр...

НОД по развитию речи детей старшей группы "Путешествие в страну звука [Ы]"

Цель НОД: Уточнять произношение звука Ы в изолированном виде, в словах, в фразах....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Математики»

закрепить знания о составе чисел из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»...