Методическая разработка в старшей группе по развитию речи "Зимовье зверей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данный материал необходимо дополнить презентацией!
В списке литературы есть ссылка на презентацию, которая может подойти к данному занятию.
Физ-минутка в Приложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zimove_zverey.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 Петроградского района города Санкт-Петербург
Методическая разработка занятия по развитию речи на тему «Зимовье зверей» (старшая группа)
Составитель
Воспитатель
Метс Анастасия Алекесевна
2021г
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Конспект занятия………………………………………………………………..5
Список используемой литературы……………………………...………………8
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Речь детей становится более связной и последовательной. Дети могут общаться на любые предложенные темы. Составляют простые предложения, выделяют звуки, слоги, составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения с помощью взрослого.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о жизни диких зверей в лесу зимой.
Задачи:
1. Образовательные:
Обогащать представления детей о диких животных;
Закреплять умение детей выделять характерные признаки представителей диких животных;
Закреплять представления детей о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах;
Закреплять умение детей составлять рассказы по серии картинок;
Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные);
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес к природе;
Развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
Развивать внимание, память, умение анализировать.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных;
Рассматривание фотографий следов диких животных на снегу;
Чтение рассказов и сказок о диких животных;
Разучивание стихотворений о диких животных;
Составление небольших рассказов о животных леса по мнемотаблицам; о
Отгадывание загадок про диких животных;
Проведение с детьми таких дидактических игр, как: «Какой? Какая?», «Чей хвост? Чья голова?», «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери словечко», «Чей детеныш?» и др.
Материалы и оборудование:
Презентация к занятию «Как зимуют звери?»;
Мяч для игры «Какой? Какая?»;
Корзинка с клюквой.
Методические приемы:
Наглядные: презентация к занятию «Как зимуют птицы»; пример взрослого; сюрпризный момент;
Словесные: объяснения, вопросы к детям, сочинение рассказов детьми о каждом лесном животном по определенному алгоритму; отгадывание загадок; художественное слово;
Практические: игра «Какой? Какая?», физминутка «По дорожке».
Использованные технологии: ИКТ; педагогические; здоровьесберегающие.
Взаимодействие с родителями:
Чтение рассказов В. Зотова «Лесная мозаика».
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о многообразии диких животных, о том, как они зимуют, где живут и чем питаются зимой.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I.Вводный (организационный момент) | - Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки! Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам! И всем, кто живет на этой планете, Животным, растениям и всем, всем на свете! | Дети здороваются, улыбаются. Повторяют игровое действие за воспитателем. Презентация слайд 1. |
Мотивационно-побудительный | - «Трещала с самого утра: Порр-ра! Порр-ра! Порр-ра! Порр-ра! А что пора? Куда пора? Такая с ней морока, Когда трещит сорока. … А, кажись, я поняла, О чем кричит сорока!» - Она сообщает нам о том, что пришла зима. И приглашает всех лесных жителей на собрание, чтобы узнать все ли звери готовы к зиме. - Давайте и мы с вами отправимся на это собрание. Для этого давайте дружно скажем волшебные слова: «Раз, два, три – В зимний лес попади!» (Дети дружно повторяют за воспитателем). | Работа с презентацией слайд 2. |
II Основной этап. Открытие детьми нового знания. | - Вот мы с вами и попали в зимний лес. Посмотрите как тут красиво! В этом лесу обитает очень много диких зверей. - Давайте с вами заглянем в список приглашенных зверей. Для этого вам нужно найти отгадку. Готовы? Тогда начнем! - Отгадайте, кто в списке приглашенных, первый? - Кого же еще пригласила сорока? - Посмотрите, какой длинный список приглашенных зверей. - Ну, вот мы с вами и на собрании. Ой, что это? Где все звери? Почему никого нет? …Постойте!!! (Звук сороки) Сорока просит нас помочь найти всех зверей и еще раз пригласить их на собрание. Как вы думаете, почему звери забыли о собрании? - Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу. Давайте по следам пойдем, Хозяина – зверька найдем. И тем самым, на собрание Всех зверят, мы соберем. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 (медведь) Слайды 7-15 Слайд 16 Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. |
Динамическая пауза | Физминутка: «Медвежата» | См. Приложение 1. Дети повторяют движения в соотнесении со словами. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | - Как вы думаете, чьи это следы? (Беличьи). Давайте проверим. Чьи это ушки? (Беличьи) Молодцы! - Мы с вами всех зверей нашли, На собрание привели. Звери нас благодарят И спасибо говорят! … Но отпускать нас не хотят!!! - Хотят, чтоб мы с ними побыли, Про каждого из них сороке говорили: Кто они и где живут, И как зиму переждут! - Ну что, поможем? …Тогда начнём Лесное собрание мы проведем! Например: «Это белка. У нее детеныши бельчата. Живут они в дупле. На зиму белка меняет шубку с рыжей на серую. Питается зимой орехами, шишками, грибами, которые запасает осенью». | Слайды 17-25. Ответы детей Слайд 26. Слайд 27. Ответы детей Слайды 28-36 (Дети по примеру воспитателя рассказывают про каждого зверька). |
Динамическая пауза | Малоподвижная игра «Какой? Какая?» | Дети по очереди подбирают прилагательные к диким зверям. Например: «Лиса. Она какая?» (Рыжая, хитрая, красивая, пушистая и т.д.). «Волк. Он какой?» (Голодный, злой, зубастый, серый и т.д.) |
Жители лесные вам «спасибо» говорят, Собрание провели сегодня вы на «5». Теперь сорока может на весь лесок сказать, Что все зверьки готовы зиму переждать!!! - За вашу помощь все лесные жители приготовили для вас гостинец – это корзинка с клюквой. - Давайте их поблагодарим и отправимся в обратный путь, - в детский сад. Для этого говорим волшебные слова: «Раз, два, три – в детский сад попади!» -Ну вот, мы с вами снова в нашей уютной группе, а вот и наша корзинка с ягодка. | Слайд 37. Слайд 38. | |
III. Заключительный этап. Рефлексия. | - Где мы с вами сегодня побывали? - О ком сегодня шла речь? - Что вам сегодня понравилось больше всего? - Легко ли было на занятии? - Что было сложным? – Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь давайте клюковкой угостимся и витаминами на зиму запасемся (Дети кушают клюкву). | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. |
Список используемой литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Комарова, Васильева.
2. Книжное издание: И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», рассказы Н.Сладкова.
3. Интернет-ресурсы: презентация ИКТ https://infourok.ru/prezentaciya-kak-zimuyut-zhivotnye-v-lesu-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-4108248.html.
Приложение 1
Медвежата
«Есть в лесу под елкой хата, - Руки «домиком»
Там живут два толстых брата, - Руки в кулаки, поднять большие пальцы
Этот брат – Потап, - Показать один большой палец
Этот брат – Игнат. - Показать другой
«Здорово, Игнат – Здорово, Потап». - Покивать пальцами
Рано вставали,
Песни распевали,
«Брум – Брум – Брум – Брум - Брум»
Это песня Потапа, - Вращение большим пальцем
«Хрум - Хрум - Хрум - Хрум - Хрум»
Это песня Игната. - Вращение другим большим пальцем.
А вот так поют оба брата:
«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум» - Пальцы перекрещиваются, меняя вперед
«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум» правый, вперед левый
Попели – кушать захотели.
Мы пойдем в закрома
Там малина-ягода,
По дорожке шлеп – шлеп, - Ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой
По мосточку топ – топ, - Кулачками по коленям поочередно правой и левой рукой
А по кочкам – прыг – прыг, - Одновременно кулачками «прыжки»
Вниз по горке шмыг – шмыг, - Пальцами как ножками вниз с колен
А вот и закрома. - Наклон вперед – лежа грудью на коленях
А в закромах – темно, - Повороты головой, не поднимаясь, вправо – влево
Не видно ничего,
Где корзина Потапа, - Руками перед собой «О»
Где корзина Игната.
А вот и корзина. - Выпрямляясь, руки в «О»
Тяжела корзина,
Вкусна малина. - Языком облизывать губы, чмокать губами перед пальцами щепоткой
Хватит Игнат, - «Грозить» пальцем правой рукой
Хватит Потап, - «Грозить» пальцем левой рукой
А то животы заболят. - Гладить живот по часовой стрелке
Мы на горку шмыг – шмыг, - Пальцами по коленям снизу вверх
Мы по кочкам прыг – прыг, - Кулаками «прыжки» по коленям
По мосточку топ – топ, - Кулаками поочередно «шаги»
По дорожке шлеп – шлеп, - Ладонями поочередно шлепки по коленям
А вот и наш дом, - ладони в «домик»
Мы в нем живем,
Зашли, а на столе медок стоит, - «Облизываемся»
Эта чашка Потапа, - Правой ладошкой «чашечка»
Эта чашка Игната, - Левой ладошкой чашку
Хватит, Игнат, хватит, Потап, - «Грозить» пальцами пр. и лев. Руки
А то животы заболят. –гладить живот по часовой стрелке
Вот кроватка Потапа, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами
Вот кроватка Игната, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами
Ложитесь-ка спать, медвежата. -Дети ложатся на колени и закрывают глаза
Одеяльцами укрылись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для старшей группы на тему: "Морское приключение"
Цели:- поддерживание и создание условий для развития творческого потенциала детей и расширение их кругозора.- создание положительного эмоционального настроя.- воспитание уважительного отношения ...
Методическая разработка воспитателя старшей группы Жур Галины Юрьевны по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»
Основные изучения правил дорожного движения, и поведения на улице.Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:• о...
методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...
методическая разработка в старшей группе №2
Путешествие в храм воздуха....
Методическа разработка в старшей группе "Район, в котором мы живем"
ОО "Социально-коммуникативное развитие"...
Методическа разработка в старшей группе "Цветы для любимой мамочки"
мастер - класс для детей и родителей ко Дню Матери...
Методическая разработка для старшей группы по познавательному развитию "Животный мир материков" "
Методическая разработка для старшей группы по познавательному развитию "Животный мир материков" "...