"Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.
Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» (В ТРИЗЕ используются различные методы и приёмы. «Системный оператор» один из методов ТРИЗ технологии), цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».
Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).
Как же работает «системный оператор»? Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. С помощью загадки мы узнаем, какой объект находится в окошке №1. В окошке №1 находится система-объект, который мы собираемся изучить. Перечисляем его разнообразные свойства, признаки.
Окошко №2 - это подсистема, то что входит в систему, ее составные части.
Окошко №3 - надсистема-некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
Окошко №4 - прошлое: чем/кем был раньше? Какими были его свойства, возможности?
Окошко №5 - будущее: что произойдет с объектом через некоторое время? Почему? Каким будет его внешний вид, функции, как будет называться и т.п.
5, 9-тиэкранки доступны в большей мере для детей старшего дошкольного возраста. Их я и использую в работе со своими детьми. Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Если привести примеры работы «системного оператора» в детском саду, то получится примерно следующее:
Система: Дом
Подсистема: окно, крыша, стены и т. д.
Надсистема: улица, город, поселок и др.
Прошлое: раньше был пещера, шалаш; ветки, солома, камни; часть природы: горы, лес.
Настоящее: сейчас дом… . Он...
Будущее: многоэтажка; «умный дом» - система управления; часть вселенной, моря.
В ходе работы, дети рассказывают, затем я открываю экран (выставляю нужную карточку). Ребенок также может самостоятельно использовать карточки для заполнения окошек. Ребенок может закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).
Не всегда рассматриваются все экраны в одной игре или на одном занятии, можно остановиться на одном экране, расширить знания (например, части дерева: жилкование листьев, строение корневой системы, какие бывают ветви и т.п.).
Если система детям уже хорошо знакома, например, система-дерево, мы можем его рассмотреть во временных отрезках, например, осеннее дерево и т.д.
«Волшебный экран» можно использовать также для пересказывания сказок и рассказов, придумывания сказок и рассказов.
Для детей младшего дошкольного возраста используют 3-хэкранки. Её называют «Системный лифт». Он может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, Дикие животные, живут в лесу, зоопарке, цирке- ЛИСЕНОК (Какой он? Рыжий, хитрый, игривый, пушистый. Назовите его ласково. Как его будут называть, когда он вырастет?)
Горизонтальный «системный лифт» помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Например, прошлое: луковица - настоящее: проросший лук-будущее: блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т.п.
Вывод:
В заключение своего доклада мне бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_operator.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.
Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» (В ТРИЗЕ используются различные методы и приёмы. «Системный оператор» один из методов ТРИЗ технологии), цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».
Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).
Как же работает «системный оператор»? Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. С помощью загадки мы узнаем, какой объект находится в окошке №1. В окошке №1 находится система-объект, который мы собираемся изучить. Перечисляем его разнообразные свойства, признаки.
Окошко №2 - это подсистема, то что входит в систему, ее составные части.
Окошко №3 - надсистема-некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
Окошко №4 - прошлое: чем/кем был раньше? Какими были его свойства, возможности?
Окошко №5 - будущее: что произойдет с объектом через некоторое время? Почему? Каким будет его внешний вид, функции, как будет называться и т.п.
5, 9-тиэкранки доступны в большей мере для детей старшего дошкольного возраста. Их я и использую в работе со своими детьми. Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Если привести примеры работы «системного оператора» в детском саду, то получится примерно следующее:
Система: Дом
Подсистема: окно, крыша, стены и т. д.
Надсистема: улица, город, поселок и др.
Прошлое: раньше был пещера, шалаш; ветки, солома, камни; часть природы: горы, лес.
Настоящее: сейчас дом… . Он...
Будущее: многоэтажка; «умный дом» - система управления; часть вселенной, моря.
В ходе работы, дети рассказывают, затем я открываю экран (выставляю нужную карточку). Ребенок также может самостоятельно использовать карточки для заполнения окошек. Ребенок может закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).
Не всегда рассматриваются все экраны в одной игре или на одном занятии, можно остановиться на одном экране, расширить знания (например, части дерева: жилкование листьев, строение корневой системы, какие бывают ветви и т.п.).
Если система детям уже хорошо знакома, например, система-дерево, мы можем его рассмотреть во временных отрезках, например, осеннее дерево и т.д.
«Волшебный экран» можно использовать также для пересказывания сказок и рассказов, придумывания сказок и рассказов.
Для детей младшего дошкольного возраста используют 3-хэкранки. Её называют «Системный лифт». Он может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, Дикие животные, живут в лесу, зоопарке, цирке- ЛИСЕНОК (Какой он? Рыжий, хитрый, игривый, пушистый. Назовите его ласково. Как его будут называть, когда он вырастет?)
Горизонтальный «системный лифт» помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Например, прошлое: луковица - настоящее: проросший лук-будущее: блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т.п.
Вывод
В заключение своего доклада мне бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...
«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...
Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в работе с детьми...
Консультация для воспитателей «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окру...