Тема НОД: «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Технологическая карта занятия

ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.

Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

Тема НОД: «Русские народные сказки»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Приобщение детей к фольклору через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о понятии русской народной сказки, дать детям представление о происхождении русских народных сказок.

Развивающие: учить воспроизводить последовательность событий в сказке.

Воспитательные: воспитывать умения работать в парах, не перебивая друг друга.

Дополнительные задачи:

Коррекционно – развивающие: Развитие речевого слуха, логического мышления, произвольной памяти.

Материал и оборудование: Книжка-сказка “Сивка-бурка”; Карточки-символы с изображением главных героев сказки, металлический колокольчик, шапочка-маска с изображением лошадки, русская народная рубашка.

Методы и приёмы:

  1. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
  2. Наглядный (образец воспитателя)
  3. Практический (прохождение препятствий)

 

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность

Организация мотивирующей беседы.

- Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в металлический колокольчик)

-Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова:

Собрались все дети в круг-

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы без сказки жить не можем,

Сказка в гости к нам пришла.

Своих сказочных героев

Нам с собою привела.

- Любите ли вы сказки?

- Какие? (Ответы детей.)

-Знаете, откуда берутся сказки? (Обобщаются высказывания детей.)

- Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим. И так передаются сказки из поколения в поколения, “из уст в уста”, как раньше говорили. Называются такие сказки как ,кто знает ? ( народными.)

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: беседа.

Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах

Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах.

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей

Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям:

- Ребята, а что же что случилось в этой сказке?

Почему её так назвали? Как же нам узнать? Верно, нужно прочитать эту сказку

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: проблемная ситуация

Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации

Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .

 

 

 

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий.

Активизация деятельности по решению проблемного вопроса.

к нам сказка пришла, сейчас мы ее прочитаем ! Садитесь поудобнее.

– Что же за сказка в гости к нам пришла? (Ответы детей.)

–С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин-первую фразу сказки “Жил – был…”)

– Назовите главных героев этой сказки. (По мере называния дети выкладывают карточки – символы со схематическим изображением героев сказки.)

– Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который ”повадился пшеницу мять да топтать”? (он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

- Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

- Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

- Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

- Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)

- Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

- Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно)

- Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)

- Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.

- Вспомним пословицы.

•Будь своему слову хозяин.

•Не бросай слов на ветер.

 – Молодцы! Давайте немного отдохнем и вспомним нашу шуточную разминку.

– На лошадке ехали, в огород заехали! (имитируют езду на лошадке)

Гоп–гоп–гоп! (2раза) хлопают в ладоши.

На машине ехали, до угла доехали! (имитируют езду на машине)

Би–би–би! (2раза) хлопают в ладоши.

Паровозом ехали, до горы доехали (имитируют езду на паровозе)

У–у–у! 2раза) хлопают в ладоши.

– Ребята, проходите на наш сказочный ковер и рассаживайтесь поудобнее.

– А вы помните заклинание, которое нужно было произнести, чтобы появился Сивка – бурка?

– Хотите разыграть этот эпизод по ролям?

По желанию детей выбираются Сивка – бурка и Иванушка.

– А мы все вместе будем говорить слова автора.

Герои надевают костюмы.

Воспитатель: Свистнул Иванушка три раза богатырским посвистом. ”

Иванушка три раза свистит в свисток и говорит сказочные слова:”Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”

Сивка – бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки: ” Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”.

Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми.

– А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение окончания сказки.)

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры)

 

В процессе дидактических игр закреплены умения детей

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Организация деятельности через обобщающую беседу.

Какие сказки называются народными?

- С какой сказкой вы познакомились? - Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Оцените свою работу и своих товарищей.

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: обобщающая беседа

Дети отвечают на проблемный вопрос

Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми.

Подведение итогов занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_odarennymi_detmi.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.

Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

Тема НОД: «Русские народные сказки»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Приобщение детей к фольклору через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Задачи: 

Образовательные: закрепить знания детей о понятии русской народной сказки, дать детям представление о происхождении русских народных сказок.

Развивающие: учить воспроизводить последовательность событий в сказке.

Воспитательные: воспитывать умения работать в парах, не перебивая друг друга.

Дополнительные задачи:

Коррекционно – развивающие: Развитие речевого слуха, логического мышления, произвольной памяти.

Материал и оборудование: Книжка-сказка “Сивка-бурка”; Карточки-символы с изображением главных героев сказки, металлический колокольчик, шапочка-маска с изображением лошадки, русская народная рубашка.

Методы и приёмы:

  1. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
  2. Наглядный (образец воспитателя)
  3. Практический (прохождение препятствий)

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность

Организация мотивирующей беседы.

- Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в металлический колокольчик)

-Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова:

Собрались все дети в круг-

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы без сказки жить не можем,

Сказка в гости к нам пришла.

Своих сказочных героев

Нам с собою привела.

- Любите ли вы сказки?

- Какие? (Ответы детей.)

-Знаете, откуда берутся сказки? (Обобщаются высказывания детей.)

- Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим. И так передаются сказки из поколения в поколения, “из уст в уста”, как раньше говорили. Называются такие сказки как ,кто знает ? ( народными.)

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: беседа.

Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах

Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах.

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей

Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям:

- Ребята, а что же что случилось в этой сказке?

Почему её так назвали? Как же нам узнать? Верно, нужно прочитать эту сказку

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: проблемная ситуация

Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации

Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий.

Активизация деятельности по решению проблемного вопроса.

к нам сказка пришла, сейчас мы ее прочитаем ! Садитесь поудобнее.

– Что же за сказка в гости к нам пришла? (Ответы детей.)

–С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин-первую фразу сказки “Жил – был…”)

– Назовите главных героев этой сказки. (По мере называния дети выкладывают карточки – символы со схематическим изображением героев сказки.)

– Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который ”повадился пшеницу мять да топтать”? (он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

- Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

- Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

- Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

- Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)

- Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

- Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно)

- Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)

- Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.

- Вспомним пословицы.

•Будь своему слову хозяин.

•Не бросай слов на ветер.

 – Молодцы! Давайте немного отдохнем и вспомним нашу шуточную разминку.

– На лошадке ехали, в огород заехали! (имитируют езду на лошадке)

Гоп–гоп–гоп! (2раза) хлопают в ладоши.

На машине ехали, до угла доехали! (имитируют езду на машине)

Би–би–би! (2раза) хлопают в ладоши.

Паровозом ехали, до горы доехали (имитируют езду на паровозе)

У–у–у! 2раза) хлопают в ладоши.

– Ребята, проходите на наш сказочный ковер и рассаживайтесь поудобнее.

– А вы помните заклинание, которое нужно было произнести, чтобы появился Сивка – бурка?

– Хотите разыграть этот эпизод по ролям?

По желанию детей выбираются Сивка – бурка и Иванушка.

– А мы все вместе будем говорить слова автора.

Герои надевают костюмы.

Воспитатель: Свистнул Иванушка три раза богатырским посвистом. ”

Иванушка три раза свистит в свисток и говорит сказочные слова:”Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”

Сивка – бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки: ” Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”.

Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми.

– А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение окончания сказки.)

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры)

В процессе дидактических игр закреплены умения детей

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Организация деятельности через обобщающую беседу.

Какие сказки называются народными?

- С какой сказкой вы познакомились? - Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Оцените свою работу и своих товарищей.

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: обобщающая беседа

Дети отвечают на проблемный вопрос

Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми.

Подведение итогов занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Тема:        Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».Самомассаж лица p1330260.jpg Большие ноги шли по дороге     (идут по д...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....