Тема НОД: «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта занятия
ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.
Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Тема НОД: «Русские народные сказки»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: Приобщение детей к фольклору через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка»
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о понятии русской народной сказки, дать детям представление о происхождении русских народных сказок.
Развивающие: учить воспроизводить последовательность событий в сказке.
Воспитательные: воспитывать умения работать в парах, не перебивая друг друга.
Дополнительные задачи:
Коррекционно – развивающие: Развитие речевого слуха, логического мышления, произвольной памяти.
Материал и оборудование: Книжка-сказка “Сивка-бурка”; Карточки-символы с изображением главных героев сказки, металлический колокольчик, шапочка-маска с изображением лошадки, русская народная рубашка.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
- Наглядный (образец воспитателя)
- Практический (прохождение препятствий)
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность | Организация мотивирующей беседы. - Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в металлический колокольчик) -Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова: Собрались все дети в круг- Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы без сказки жить не можем, Сказка в гости к нам пришла. Своих сказочных героев Нам с собою привела. - Любите ли вы сказки? - Какие? (Ответы детей.) -Знаете, откуда берутся сказки? (Обобщаются высказывания детей.) - Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим. И так передаются сказки из поколения в поколения, “из уст в уста”, как раньше говорили. Называются такие сказки как ,кто знает ? ( народными.) | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: беседа. | Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы | У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах | Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах. | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах |
2.1. | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей | Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям: - Ребята, а что же что случилось в этой сказке? Почему её так назвали? Как же нам узнать? Верно, нужно прочитать эту сказку | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: проблемная ситуация | Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации | Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом |
| Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .
|
|
|
|
2.3. | Этап практического решения проблемы | Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий. | Активизация деятельности по решению проблемного вопроса. к нам сказка пришла, сейчас мы ее прочитаем ! Садитесь поудобнее. – Что же за сказка в гости к нам пришла? (Ответы детей.) –С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин-первую фразу сказки “Жил – был…”) – Назовите главных героев этой сказки. (По мере называния дети выкладывают карточки – символы со схематическим изображением героев сказки.) – Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который ”повадился пшеницу мять да топтать”? (он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.) - Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.) - Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) - Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.) - Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.) - Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.) - Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно) - Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.) - Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.) Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят. - Вспомним пословицы. •Будь своему слову хозяин. •Не бросай слов на ветер. – Молодцы! Давайте немного отдохнем и вспомним нашу шуточную разминку. – На лошадке ехали, в огород заехали! (имитируют езду на лошадке) Гоп–гоп–гоп! (2раза) хлопают в ладоши. На машине ехали, до угла доехали! (имитируют езду на машине) Би–би–би! (2раза) хлопают в ладоши. Паровозом ехали, до горы доехали (имитируют езду на паровозе) У–у–у! 2раза) хлопают в ладоши. – Ребята, проходите на наш сказочный ковер и рассаживайтесь поудобнее. – А вы помните заклинание, которое нужно было произнести, чтобы появился Сивка – бурка? – Хотите разыграть этот эпизод по ролям? По желанию детей выбираются Сивка – бурка и Иванушка. – А мы все вместе будем говорить слова автора. Герои надевают костюмы. Воспитатель: Свистнул Иванушка три раза богатырским посвистом. ” Иванушка три раза свистит в свисток и говорит сказочные слова:”Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!” Сивка – бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки: ” Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”. Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми. – А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение окончания сказки.) | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры) |
| В процессе дидактических игр закреплены умения детей |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности | Организация деятельности через обобщающую беседу. Какие сказки называются народными? - С какой сказкой вы познакомились? - Назовите героев сказки «Сивка-Бурка». Оцените свою работу и своих товарищей. | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: обобщающая беседа | Дети отвечают на проблемный вопрос | Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми. Подведение итогов занятия. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_s_odarennymi_detmi.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.
Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Тема НОД: «Русские народные сказки»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: Приобщение детей к фольклору через знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка»
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о понятии русской народной сказки, дать детям представление о происхождении русских народных сказок.
Развивающие: учить воспроизводить последовательность событий в сказке.
Воспитательные: воспитывать умения работать в парах, не перебивая друг друга.
Дополнительные задачи:
Коррекционно – развивающие: Развитие речевого слуха, логического мышления, произвольной памяти.
Материал и оборудование: Книжка-сказка “Сивка-бурка”; Карточки-символы с изображением главных героев сказки, металлический колокольчик, шапочка-маска с изображением лошадки, русская народная рубашка.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
- Наглядный (образец воспитателя)
- Практический (прохождение препятствий)
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность | Организация мотивирующей беседы. - Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в металлический колокольчик) -Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова: Собрались все дети в круг- Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы без сказки жить не можем, Сказка в гости к нам пришла. Своих сказочных героев Нам с собою привела. - Любите ли вы сказки? - Какие? (Ответы детей.) -Знаете, откуда берутся сказки? (Обобщаются высказывания детей.) - Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим. И так передаются сказки из поколения в поколения, “из уст в уста”, как раньше говорили. Называются такие сказки как ,кто знает ? ( народными.) | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: беседа. | Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы | У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах | Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах. | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах |
2.1. | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей | Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям: - Ребята, а что же что случилось в этой сказке? Почему её так назвали? Как же нам узнать? Верно, нужно прочитать эту сказку | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: проблемная ситуация | Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации | Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний . | ||||
2.3. | Этап практического решения проблемы | Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий. | Активизация деятельности по решению проблемного вопроса. к нам сказка пришла, сейчас мы ее прочитаем ! Садитесь поудобнее. – Что же за сказка в гости к нам пришла? (Ответы детей.) –С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин-первую фразу сказки “Жил – был…”) – Назовите главных героев этой сказки. (По мере называния дети выкладывают карточки – символы со схематическим изображением героев сказки.) – Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который ”повадился пшеницу мять да топтать”? (он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.) - Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.) - Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) - Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.) - Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.) - Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.) - Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно) - Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.) - Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.) Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят. - Вспомним пословицы. •Будь своему слову хозяин. •Не бросай слов на ветер. – Молодцы! Давайте немного отдохнем и вспомним нашу шуточную разминку. – На лошадке ехали, в огород заехали! (имитируют езду на лошадке) Гоп–гоп–гоп! (2раза) хлопают в ладоши. На машине ехали, до угла доехали! (имитируют езду на машине) Би–би–би! (2раза) хлопают в ладоши. Паровозом ехали, до горы доехали (имитируют езду на паровозе) У–у–у! 2раза) хлопают в ладоши. – Ребята, проходите на наш сказочный ковер и рассаживайтесь поудобнее. – А вы помните заклинание, которое нужно было произнести, чтобы появился Сивка – бурка? – Хотите разыграть этот эпизод по ролям? По желанию детей выбираются Сивка – бурка и Иванушка. – А мы все вместе будем говорить слова автора. Герои надевают костюмы. Воспитатель: Свистнул Иванушка три раза богатырским посвистом. ” Иванушка три раза свистит в свисток и говорит сказочные слова:”Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!” Сивка – бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки: ” Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”. Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми. – А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение окончания сказки.) | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры) | В процессе дидактических игр закреплены умения детей | |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности | Организация деятельности через обобщающую беседу. Какие сказки называются народными? - С какой сказкой вы познакомились? - Назовите героев сказки «Сивка-Бурка». Оцените свою работу и своих товарищей. | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: обобщающая беседа | Дети отвечают на проблемный вопрос | Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми. Подведение итогов занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""
Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».Самомассаж лица p1330260.jpg Большие ноги шли по дороге (идут по д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Закрепление русской народной сказки Курочка Ряба"
для детей 2-3 лет занятие "Закрепление русской народной сказки "Курочка Ряба"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заменителей».
Развитие творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования у детей 4-5 лет. Обучение пересказу...
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....
Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....