Конспект образовательной деятельности в средней группе Лексическая тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Григорьева Мария Андреевна

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_nod_po_razv._rechi_nasekomye_2.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОО « Речевое развитие»

Конспект образовательной деятельности в средней группе

Лексическая тема: "Насекомые"

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Задачи:

Речевое развитие
· формировать умение детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать формировать  связность, развёрнутость, непрерывность высказывания;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;

Социально – коммуникативное развитие

· воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
· не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Познавательное развитие

· обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
· упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
· уточнить представления о пользе насекомых.
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением насекомых.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, рисунок « Божья коровка».

Ход занятия

Вступительная часть
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
  Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает   ребёнок, которому  воспитатель кидает шарик или мячик.
  После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? 
(Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

Основная часть

Задание 1.Загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

 

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

     Не жужжу, когда сижу,

     Не жужжу, когда хожу.

     Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.

                                (Жук)

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

 

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

  

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий... (таракан)

Молодцы, ребята! Первое задание мы успешно выполнили. Можно приступать ко второму, но сначала давайте разомнемся:

Физкультминутка:  «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Задание  2. Рассказ о насекомых
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. 
(Рассказывают 3 - 4 человека).

Какие вы, ребята, молодцы! И с этим заданием вы справились! Но, Зима приготовила для нас еще задания. Давайте, поиграем.

Задание 3. Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей - муравьишка
Стрекоза - стрекозка
Муха – мушка

Разминка « Представь какое ты насекомое»

Ребята, нам осталось выполнить последнее задание, и Зима освободит бедных насекомых!

Задание 4 . Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

Рефлексия

Ура! Насекомые спасены! Зима отпустила их и похвалила вас, ребята, за то, что вы так дружно и хорошо справились с её заданиями. Но, на прощанье Зима попросила вас нарисовать ей на память насекомых, которых вы освободили! Подарим Зиме свои рисунки?

 Итог занятия.

Вам понравилось наше занятие? Мы сегодня разговаривали о насекомых, спасали их. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: « Насекомые осенью»

Развивать обобщённое представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно – следст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для средней группы на тему "Насекомые"

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "Насекомые" для средней группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для средней группы на тему "Насекомые"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для средней группы на тему "Насекомые"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по лексической теме "Посуда"

Интегрированное занятие с детьми средней группы по  лексической теме "Одежда"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Насекомые. Путешествие муравья».

Путешествие вместе с детьми в мир насекомых.Обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле); упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по теме: «Насекомые»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-личностное»...

Конспект образовательной деятельности для средней группы по лексической теме «Насекомые»

закрепление знаний о правилах поведения в природе, о насекомых....