Играем , развивая речь детей.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи
- Повышать уровнь компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
- Помочь родителям в правильной организации совместных речевых игр с детьми.
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс: «Играя – развиваем речь детей»
Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
- Повышать уровнь компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
- Помочь родителям в правильной организации совместных речевых игр с детьми.
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или во время режимных моментов, включить в образовательную деятельность.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них:
«Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родители: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родители: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родители: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родители: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Бюро находок»
Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ- описание о предмете. Обогащение речи ребёнка прилагательными, глаголами. Развитие мышления, речи.
В эту игру интересно играть всей группой или подгруппой, а можно поиграть вдвоём. Роль клиента и работника бюро можно выполнять по очереди.
В «Бюро находок» на хранении находятся самые разные предметы (шапка, перчатки, зонтик, неваляшка, футбольный мяч, машинка и т.д.). Хозяин потерянной вещи должен как можно точнее описать сотруднику «Бюро находок» свою потерю, не называя предмет.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Это могут быть кубики с предметными картинками на гранях.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
-Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Что было бы, если бы…»
Цель: составление сложных предложений, использование в речи союзов и предлогов, развитие связной, грамматически правильной речи. Развитие фантазии, воображения.
Например:
- Что было бы, если бы муравей был ростом со слона?
- Что было бы, если бы море было наполнено лимонадом? и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»
Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений и организации коррекционно-развивающей среды....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Важно научить ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит...
Дидактические игры «Развиваем речь детей»
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...
"Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста"
В данном материале представлена картотека речевых игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста....
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...