Рекомендации для воспитателей старших возрастных групп. Лексическая тема - Зима.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

лексико -грамматические игры и упражнения для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_st._gr.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЗИМА

 Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме.

Существительные: зима, время года, декабрь, январь, февраль, мороз, снег, холод, ветер, метель, сугроб, лед, снежинка, снеговик, снегопад, снежок, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, узор, иней.

Глаголы: наступать, замерзают, покрывать, укрывать, падать, завывает, дует, воет, заметать, блестеть, искриться, скрипеть, кружиться, лететь, лепить, хрустеть.

Прилагательные: холодный, белый, пушистый, легкий, сырой, липкий, скрипучий,  чистый, грязный (снег), солнечный, морозный, вьюжный, зимний, короткий (день) длинная (ночь) сильный, яркий, пурпурный (закат).

Наречия: холодно, морозно, ясно

Числительные:  один, два, три, четыре, пять

Предлоги: в, на, у, из, за, под, к, с, со, 

Д.игра «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Снег — снежок

мороз — морозец

ветер — ветерок

лед — ледок

зима — зимушка

метель — метелица

санки — саночки

холод — холодок

дерево — деревце

ночь — ночка

Горка – горочка

солнце — солнышко

день — денек

звезда —звездочка

снеговик – …  

Д.игра «Назови один и не один  предмет»

Цель: Закрепить в речи формы ед. и множественного  числа имен существительных.

Снег – снега, вьюга – вьюги, метель – метели, снеговик – снеговики.

Д.игра«Один — много»

Цель: Образование существительных множественного числа в родительном падеже 

Снег — снегов, много снега

 лед — льдов, много льда

звезда — звезд, много звезд

день — дней, много дней

узор — узоров, много узоров

ночь — ночей, много ночей

снежинка — снежинок, много

забава — забав. много забав

санки — санок, много санок

буря — бурь, много бурь

вьюга — вьюг, много вьюг

стужа — стуж, много стуж

холод — холодов, много холодов

снеговик — снеговиков, ….

Д.игра «Назови, из чего - какой, какая?»

Цель: Образование относительных прилагательных 

Снеговик из снега — снежный ;  

сосульки изо льда – ледяные и т. д.

Д.игра «Какой, какая?»  

Цель: Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному 

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... ,  день зимой — ... , ночь зимой — ... .

Д.игра « О чем можно сказать?»

Цель: Продолжать  расширять глагольный словарь детей; упражнять в подборе глаголов к существительному

Морозы —  ударили, снег — хрустит,  скрипит;  ветер — бушует, сосульки — висят , лужи – замерзли, метели – метут  .

Д.игра «Чего не стало?»

Цель: Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (не стало чего?) — снега.

Д.игра « О чем можно сказать?»

Цель: Согласовывать существительные с прилагательным, Активизировать словарь прилагательных .

О чем можно сказать?

Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ...

Упражнение

«Составь предложения по опорным словам»

Цель: Закреплять умение пользоваться в речи всеми видами предложений, отработанных ранее.

 Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Упражнение  «Подбери родственные слова»

Цель: Продолжать знакомство детей с родственными словами

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегурочка, подснежник, снегирь

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые ..;

Лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый

Мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

Д.игра «Каким бывает?»

Цель: Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному. Поиск соответствующего понятия

 Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная; снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные. Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...

Д.игра «Чем похожи и не похожи?»

Цель: Развивать логическое мышление, умения сравнивать понятия

 Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Д.игра «Скажи наоборот»

Цель: Формировать умение пользоваться в речи антонимами 

Зимой ночь длинная, а день короткий;

 снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

сани едут быстро, а саночки (медленно)

Д.игра «Закончи предложение»

Цель: Развивать мышление. Закреплять умение подбирать соответствующие понятия.

 Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

 Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

Упражнение «Объясни, как ты понимаешь»

Цель: развивать мышление, умение объяснять пословицы и поговорки.

 Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить.

 Поговорка. Береги нос в большой мороз.

Д.игра «Найди ошибку»

Цель: Развивать логическое мышление. Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следственных связей) 

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять                                        

Загибать пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.                                              

Имитировать лепку комков.

Птичек крошками кормили,                                  

Крошить хлебушек всеми пальчиками.

С горки мы потом катались.  

 Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой  руки.

А еще в снегу валялись.              

Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,                                        

Отряхивать ладошки.

Съели суп и спать легли.        

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.        

Н. Нищева

Физкультминутка  «Снеговик»

Цель: Упражнение на координацию речи с движением.

Давай, дружок, смелей, дружок,  

Кати по снегу свой снежок.

идут по кругу, «катят» предполагаемый снежок

Он превратится в толстый ком  

останавливаются, двумя руками    «рисуют» ком                                                          

И станет ком снеговиком,    

«рисуют» руками снеговика

Его улыбка так светла!

 показывают на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла.  

соответствующие движения

Но солнце припечет слегка -

медленно приседают

Увы! – и нет снеговика.    

пожимают плечами, разводят руками

Составитель - Шубина А.И.

Литература:

Арефева А.Л  лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА

Берлибо Е.П. Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи – для детей с ОНР III уровня. – Волгоград ИТД  Корифей, 2010

Лебедева Л.В. Козина И.В.  Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)  - Учебно – методическое пособие, - М., Центр педагогического образования.2010г

Лозбякова М.И. учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей,родителей. –  Москва. Издательский центр «Вентана – граф»2003

Нищева Н .В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2003

Сековец.Л.С Работа воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / —М.: АРКТИ, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей разных возрастных групп ДОО: Обучаем детей рисованию животных.

   Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются с...

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

Рекомендации для воспитателей всех возрастных групп «Подбор круга произведений для слушания».

Рекомендация для воспитателей всех возрастных групп «Подбор круга произведений для слушания»....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Рекомендации для воспитателей старшего возраста по лексической теме "Дикие животные"

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей старшей возраста...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»

Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...