Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Лес и его обитатели "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: расширять представление детей о лесе и его обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_podgot_grpo_teme_les.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Лес и его обитатели ".
Цель: Расширить представления детей о лесе и его обитателях.
Задачи: Уточнить представление детей о лесе как природном сообществе; Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу; Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.
Материал: Картинки с изображением животных и растений, загадки, карточки зеленого и красного цвета по кол-ву детей, аудиозапись «Звуки леса», вит.С.
Ход занятия
Воспитатель дает загадку:
Встал стеною до небес
Перед нами чудо... лес.
Загадка:
Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает.... (Лес.)
Вопрос: Что такое лес?
– Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.
– Почему его так называют? ( Потому что все животные и растения, которые обитают в лесу помогают выживать друг другу).
-Почему в лесу так легко дышится? Потому что воздух в лесу чистый.
Как и чем очищается воздух в лесу? ( деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие).
– А теперь отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер... (Сосна.)
Ребенок берет и выкладывает картинку сосны.
Воспитатель: А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор или краснолесье.)
А почему полезно гулять в сосновом бору? Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Что за дерево: и зимой и летом зелено? (Ель.)
Ребенок берет и выкладывает картинку ели.
– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
– А почему в ельнике так сыро и темно?
Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
Загадка:
Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки... (Кедр.)
Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.
А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? ( Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)
Загадка:
Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки... (Лиственница.)
А чем отличается елка от лиственницы? ( У ели иголки колючие – у лиственницы нет, ель вечнозеленое дерево, а лиственница осенью сбрасывает свои иголки, а весной они заново вырастают)
Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. ( показ картинки хвойного леса)
Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве. (Угощаю детей витамином).
Загадка:
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой Расту под горой ... (Береза.)
Ребенок берет и выкладывает картинку березы.
Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.
Может кто-нибудь расскажет стихотворение о березе?
Ребенок рассказывает стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Как называется лес, в котором растут одни березы? ( Березняк, березовая роща).
Что весной собирают с деревьев березы? – (Березовый сок).
Это явление называется “сокодвижением”. Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких.
После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).
Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.( показ картинки)
А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным). ( показ картинки)
-Что ещё растёт в наших лесах?( Кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды)
Послушайте загадку:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпах разноцветных
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (Сыроежка)
Ребенок берет и выкладывает картинку
6.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …..(Подосиновик)
Ребенок берет и выкладывает картинку
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
( Мох)
Ребенок берет и выкладывает картинку
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника)
Ребенок берет и выкладывает картинку
Не огонь, а жжется.
(Крапива)
Ребенок берет и выкладывает картинку
А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята). Показ картинки.
Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). Показ картинки.
Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?
Потому что они применяются при лечении разных заболеваний. Давайте назовем растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств: Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.
Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые.( Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя).
Физкультминутка
В лес гулять мы пошли,
(Маршируют на месте)
Вброд ручей перешли,
(Шагают, высоко поднимая ноги)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам?
(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)
Наклонись, сорви малинку
И клади её в корзинку.
(Наклоняются вправо – влево)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.
(Выполняют приседания).
- Дети в лесу живут разные звери и птицы. Узнайте какие:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку…Ку-ку»? ( кукушка)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном….( дятел)
Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Ребята, каких птиц вы еще знаете? (Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки, сороки.) Показ картинок
Молодцы! А теперь вспомните зверей, обитающих в лесу.
Воспитатель загадывает загадки о зверях. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, находит подходящее изображение и крепит на доске.
Серый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее… (Лиса)
Серый брат, из-за кустов хват.(Волк)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу….(Белка)
Ребята, каких зверей вы еще знаете? ( Олень, кабан, бобр, барсук, лось, мышь, косуля и др)
Некоторые лесные обитатели опасны для человека.
Энцефалитный клещ-это насекомое, может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.
В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. (показ картинки) Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.
Помните: змеи никогда не нападают первыми.
Проведение Д/и с мячом «Назови одним словом»
- Я вам сейчас расскажу, без чего лес не может существовать?
Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?
Проводится дидактическая игра «Можно – нельзя».
Дети анализируя варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную в знак одобрения поступок, красную – осуждая его).
- Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнёзда или муравейники, отдыхать на пне, собирать ягоды, оставлять после себя мусор).
Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.
Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг.
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где – то звучит.
Зелёный кузнечик в Зелёной стране
Играет зелёную музыку мне.
-Ребята, посмотрите у нас получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Рефлексия:
Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня беседовали? А что еще мы делали? ( отгадывали загадки, слушали музыку леса)
Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось?
Ребята, вы молодцы! За вашу хорошую работу я приготовила вам награду!
Викторина
- Кто охраняет лес? (Лесник.)
- Что грозит лесу? (Пожар.)
- Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)
- Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда.)
- Красавица русского леса? (Береза.)
- Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (Береза.)
- Что означает плач березы? (Сокодвижение.)
- Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)
- Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется.)
- Какое дерево называют музыкальном? (Ель.)
- Когда можно охотиться на зверей и животных? (Зимой.)
Послушайте пословицы и поговорки о лесе:
1. Много леса – не руби,
мало леса -береги,
Нет леса – посади
2. Дерево живо корнями, а человек друзьями
3. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей»
Цель: познакомить детей с живым миром моря, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях, познакомиться со строением рыб.Задачи: познакомить с глобусом, картой, показать материки, океаны, м...
Конспект занятия в подготовительной группе. Лепка по представлению «Обитатели морей и океанов.Морская звезда».
Учить детей во время лепки передавать форму морской звезды, пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали ; плотно скреплять части; создавать устойчивую форму ; закреплять знак...
конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".
Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Водоемы и их обитатели»
Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Водоемы и их обитатели»...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Вода и ее обитатели".
Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели». Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоо...