Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Вода и ее обитатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Косенкова Татьяна Николаевна

Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели».

Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.

Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;

 - закрепить представления детей о том, что в природе всё взаимосвязано.

 Развивающие:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение;

- развивать логическое мышление, речь, память, воображение.

Воспитывающие:

-воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект520.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 муниципального района Воронежской области

     

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно – исследовательской деятельности.

Экологическое направление.

Тема: «Вода и ее обитатели.»

                                                   

                                                      Подготовила воспитатель Косенкова

                                                                                   Татьяна Николаевна

                                        г. Бутурлиновка 2023 г.

Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели».

Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.

Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Обучающие: 

- формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;

 - закрепить представления детей о том, что в природе всё взаимосвязано.

 Развивающие:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение;

- развивать логическое мышление, речь, память, воображение.

Воспитывающие:

-воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Предварительная работа: проведение бесед «если б не было воды», «зеленые лёгкие планеты», «круговорот воды в природе», «речные обитатели».

Материал: таз с водой, стаканчики, стаканчики «фильтры», вода чистая, вода загрязненная, камень, воздушный шар, картинки с речными обитателями, волшебная палочка, клей, рисунок дна реки на ватмане, медали «Ученый –исследователь».

Ход занятия.

Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять (о чем эта загадка?)

Дети: Это капелька воды.

 (заходит ребенок – с эмблемой «Капелька»)

Воспитатель: Правильно, это наша гостья капелька воды!

 Капелька:

Здравствуйте, ребята, очень рада видеть вас! Ребята, я очень люблю путешествовать. Во время своего путешествия я встретила реку, она была очень грустной. Река написала вам письмо, в котором рассказала о нелегкой ее жизни и судьбе! (передает письмо воспитателю)

Воспитатель: Ребята, вам интересно что написано в письме? Давайте прочитаем. (показ слайдов)

Воспитатель: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку, такую же чистую. И жили в ней   все речные обитатели. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе.  Река согласилась. Но люди заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и даже бросать этот мусор в реку.

Шли годы.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители, растения и животные, задыхаться от грязной воды в реке.  Река -  Заболела! А сейчас реке и ее жителям очень плохо (слайд – с грязной рекой)

И они в беде!!!!

Просят    вас они помочь им

И как можно поскорей!!  

- Ребята, поможем реке? (да).

Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?  

Дети: очистить воду от загрязнений!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, капелька нам с вами принесла воду из этой реки, обратите внимание на ее состояние. Как вы думаете, она достаточно чистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?

Дети: нет! вода грязная!

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и побыть учеными – исследователями и попробовать очистить воду от загрязнений.

Воспитатель: Чем она загрязнена?

Дети: Песком, камушками, в реку попала грязь, которая текла с труб заводов.

Воспитатель: Правильно! Ребята, подумайте, что происходит с речными жителями в этой реке. Можно ли им жить в такой грязной воде?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: Почему?

Дети: они задохнутся и погибнут.

Воспитатель: перед вами на столе стоят стаканчики с грязной водой и чистые стаканчики – фильтры (будем их так называть), через которые мы попробуем очистить воду: перельем из одного стаканчика в другой. (Дети берут стаканы с грязной водой, переливают – ее в чистые пустые стаканчики, на которых по краям прикреплена марля с ватным диском).

Воспитатель: дети, посмотрите, какой стала наша вода?

Дети: вода чистая! вся грязь и песок остались на фильтре!

Воспитатель: Да, ребята, действительно, наша вода стала более чистой, для речных жителей она подходит.

Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.  

Воспитатель: Давайте поиграем в игру и посмотрим, как вода путешествует.

Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают). Скучно им стало прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как помочь реке и ее обитателям.

- Ребята, а теперь отгадайте, о каком речном жителе идет речь.

Плаваю под мостиком

И виляют хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигают,

Крылья есть – не летают. (рыба)

- А кто такие рыбы? Давайте свами расскажем, а в этом нам поможет таблица. Рассказ детей о рыбках по схеме (моделирования).

Где живет рыба?

 (в воде).

Какая форма телу у рыбы?

(овальная, рыба имеет обтекаемую форму тела).

Что помогает рыбке плавать?

(плавники, хвост).

С помощью

Чего дышит

рыба?

(с помощью жабр).

Чем покрыто тело рыбы

(чешуей).

Как размножается рыба?

(рыба размножается икринками).

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся реке? Давайте вспомним их названия. (Ответ детей) - Как вы думаете, почему рыбы не тонут, а легко и ловко плавают в воде? Ответы детей.

Предлагаю вам подойти к столу и провести небольшой эксперимент «Почему рыбы не тонут?»

Предлагаю опустить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

-  Он опустился на дно.

Затем опустить в емкость воздушный шарик и уточнить, что с ним произошло.

- Он остался на поверхности воды.

- Тело рыбы плотное, оно как камень тянет рыбу вниз. Но внутри у рыбы есть «шарик» – плавательный пузырь, который наполнен воздухом, а воздух легче воды. (Слайд.) Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Дети возвращаются на свои места.

Схема системный оператор:

 

- Ребята, скажите, кто это? (Рыба)

Давайте с вами немного порассуждаем. Где обитает рыба? (В воде)

А из каких частей тела она состоит? (голова, туловище, хвост, плавники)

Ребята, а кем рыбка могла быть в прошлом? (икринкой, мальком)

А давайте с вами подумаем, какое будущее может быть у нашей рыбки? ( она может стать кормом для более крупной рыбу,ужа, выдры. Может стать рыбным блюдом для человека. Еще рыба может жить полноценной жизнью, кормиться и размножаться.)

Среда обитания.

Где обитает рыбка?

Кем рыбка была в прошлом?

Кто это?

Чем или кем может быть в будущем наша рыбка?

Из каких частей тела состоит рыбка?

Воспитатель: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку:  

Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (утка)
- Ребята, вы отгадали загадку правильно, скажите, а к каким птицам относится утка? (к водоплавающим). А каких водоплавающих птиц вы знаете еще? Назовите мне их. ( гуси, лебеди).

- Ребята, а чем эти птицы похожи? Давайте рассмотрим схему и составим рассказ.

- ребята, как вы думаете хорошо быть уткой?

Д/и «хорошо – плохо».

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос: -почему хорошо быть уткой? (потому –что она может летать, плавать и передвигаться по земле, потому – что ее перья не промокают в воде и т. д.).

- А почему плохо быть уткой? (потому – что ее могут съесть хищники, ее могут обидеть люди или убить охотники, ей нужно лететь далеко в теплые страны, ей все время нужно самой добывать еду).

- Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

Релаксация: «Рыбки».

В чистой, ласковой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей золотой сверкая,

Кружиться играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина «не видно дна».

Рыбки, рыбки вниз пошли,

Рыбки, рыбки все легли,

Глазки все прикрыли …

Плавнички расслабили …

Хвостик тоже не играет …

Рыбка мышцы расслабляет…

Здесь покой и тишина …

Тихо плещется волна…

Вот солнца лучик засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Рыбки плавно повернулись,

На животик улеглись,

Рыбки хвостиком вильнули,

Плавничками заиграли.

И дружно к солнышку поднялись.

Д/игра: «Рассели обитателей».

Игра называется рассели обитателя. Ребята, мы с вами очистили воду в реке (висит ватман с изображением дна реки), но в ней никто не живет, поэтому она очень грустит. Как мы можем ее развеселить? (поселить в нее речных обитателей). Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать любого речного обитателя, который вам нравится (выбирают). А теперь давайте поселим выбранного вами обитателя. Выберите место где они будут жить и прикрепите их. (расселяют) Ребята, а давайте, каждый из вас превратится в того речного обитателя, которого он выбрал. И расскажет о нем от его лица. В этом вам поможет вот эта таблица.

 Но для того чтоб превратиться в речных обитателей нам нужно сказать волшебные слова.

Воспитатель берет волшебную палочку. Взмах волшебной палочкой.

Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть!

Дружно все мы покружились и в речных обитателей превратились.

Воспитатель приводит пример: - я лягушка, у меня кожа зеленого цвета, я маленькая, у меня есть голова, лапы, туловище, живу я в реке, питаюсь насекомыми.

- Молодцы ребята, вы отлично справились, нашей речке теперь будет не скучно жить, а нам нужно уже превращаться обратно в ребят.

Дети становятся в круг, воспитатель делает взмах палочкой и произносит волшебные слова.

- Раз, два, три, четыре, пять продолжаем мы играть!

Мы немного покружились и обратно в ребят превратились!

Дети садятся на свои места.

- Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, и пора нам подвести итог.

Скажите, что нового вы узнали, что для вас было интересным?

Дети: (загрязняя воду, могут гибнуть обитатели в реке, нельзя загрязнять воду, надо беречь воду, если мы будем продолжать загрязнять воду, она может исчезнуть, и мы не сможем без нее жить). Вода нужна всем, людям, животным, птицам без воды нет жизни на земле!

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы сегодня были настоящими исследователями. И я уверена, что вы будете беречь и охранять наши реки и следить за экологией нашей планеты.

Награждаетесь медалью «Ученый –исследователь» СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! молодцы!

Список литературы:

  1. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka - Press», 1997;
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003;
  3.  КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г;
  4. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г;
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: « Вода и ее свойства »

               Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи:Образовательные: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях вод...