Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Вода и ее обитатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели».
Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.
Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;
- закрепить представления детей о том, что в природе всё взаимосвязано.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение;
- развивать логическое мышление, речь, память, воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 520.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 муниципального района Воронежской области
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно – исследовательской деятельности.
Экологическое направление.
Тема: «Вода и ее обитатели.»
Подготовила воспитатель Косенкова
Татьяна Николаевна
г. Бутурлиновка 2023 г.
Конспект ООД. Тема: «Вода и ее обитатели».
Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8 Косенкова Т. Н.
Цель: формирование основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;
- закрепить представления детей о том, что в природе всё взаимосвязано.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение;
- развивать логическое мышление, речь, память, воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.
Предварительная работа: проведение бесед «если б не было воды», «зеленые лёгкие планеты», «круговорот воды в природе», «речные обитатели».
Материал: таз с водой, стаканчики, стаканчики «фильтры», вода чистая, вода загрязненная, камень, воздушный шар, картинки с речными обитателями, волшебная палочка, клей, рисунок дна реки на ватмане, медали «Ученый –исследователь».
Ход занятия.
Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
В морях и океанах обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять (о чем эта загадка?)
Дети: Это капелька воды.
(заходит ребенок – с эмблемой «Капелька»)
Воспитатель: Правильно, это наша гостья капелька воды!
Капелька:
Здравствуйте, ребята, очень рада видеть вас! Ребята, я очень люблю путешествовать. Во время своего путешествия я встретила реку, она была очень грустной. Река написала вам письмо, в котором рассказала о нелегкой ее жизни и судьбе! (передает письмо воспитателю)
Воспитатель: Ребята, вам интересно что написано в письме? Давайте прочитаем. (показ слайдов)
Воспитатель: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку, такую же чистую. И жили в ней все речные обитатели. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. Но люди заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и даже бросать этот мусор в реку.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители, растения и животные, задыхаться от грязной воды в реке. Река - Заболела! А сейчас реке и ее жителям очень плохо (слайд – с грязной рекой)
И они в беде!!!!
Просят вас они помочь им
И как можно поскорей!!
- Ребята, поможем реке? (да).
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?
Дети: очистить воду от загрязнений!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, капелька нам с вами принесла воду из этой реки, обратите внимание на ее состояние. Как вы думаете, она достаточно чистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?
Дети: нет! вода грязная!
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и побыть учеными – исследователями и попробовать очистить воду от загрязнений.
Воспитатель: Чем она загрязнена?
Дети: Песком, камушками, в реку попала грязь, которая текла с труб заводов.
Воспитатель: Правильно! Ребята, подумайте, что происходит с речными жителями в этой реке. Можно ли им жить в такой грязной воде?
Дети: Нет, нельзя!
Воспитатель: Почему?
Дети: они задохнутся и погибнут.
Воспитатель: перед вами на столе стоят стаканчики с грязной водой и чистые стаканчики – фильтры (будем их так называть), через которые мы попробуем очистить воду: перельем из одного стаканчика в другой. (Дети берут стаканы с грязной водой, переливают – ее в чистые пустые стаканчики, на которых по краям прикреплена марля с ватным диском).
Воспитатель: дети, посмотрите, какой стала наша вода?
Дети: вода чистая! вся грязь и песок остались на фильтре!
Воспитатель: Да, ребята, действительно, наша вода стала более чистой, для речных жителей она подходит.
Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и посмотрим, как вода путешествует.
Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают). Скучно им стало прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю).
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как помочь реке и ее обитателям.
- Ребята, а теперь отгадайте, о каком речном жителе идет речь.
Плаваю под мостиком
И виляют хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигают,
Крылья есть – не летают. (рыба)
- А кто такие рыбы? Давайте свами расскажем, а в этом нам поможет таблица. Рассказ детей о рыбках по схеме (моделирования).
Где живет рыба? (в воде). | Какая форма телу у рыбы? (овальная, рыба имеет обтекаемую форму тела). | Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост). | С помощью Чего дышит рыба? (с помощью жабр). | Чем покрыто тело рыбы (чешуей). | Как размножается рыба? (рыба размножается икринками). |
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся реке? Давайте вспомним их названия. (Ответ детей) - Как вы думаете, почему рыбы не тонут, а легко и ловко плавают в воде? Ответы детей.
Предлагаю вам подойти к столу и провести небольшой эксперимент «Почему рыбы не тонут?»
Предлагаю опустить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.
- Он опустился на дно.
Затем опустить в емкость воздушный шарик и уточнить, что с ним произошло.
- Он остался на поверхности воды.
- Тело рыбы плотное, оно как камень тянет рыбу вниз. Но внутри у рыбы есть «шарик» – плавательный пузырь, который наполнен воздухом, а воздух легче воды. (Слайд.) Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.
Дети возвращаются на свои места.
Схема системный оператор:
- Ребята, скажите, кто это? (Рыба)
Давайте с вами немного порассуждаем. Где обитает рыба? (В воде)
А из каких частей тела она состоит? (голова, туловище, хвост, плавники)
Ребята, а кем рыбка могла быть в прошлом? (икринкой, мальком)
А давайте с вами подумаем, какое будущее может быть у нашей рыбки? ( она может стать кормом для более крупной рыбу,ужа, выдры. Может стать рыбным блюдом для человека. Еще рыба может жить полноценной жизнью, кормиться и размножаться.)
Среда обитания. Где обитает рыбка? | ||
Кем рыбка была в прошлом? | Кто это? | Чем или кем может быть в будущем наша рыбка? |
Из каких частей тела состоит рыбка? |
Воспитатель: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (утка)
- Ребята, вы отгадали загадку правильно, скажите, а к каким птицам относится утка? (к водоплавающим). А каких водоплавающих птиц вы знаете еще? Назовите мне их. ( гуси, лебеди).
- Ребята, а чем эти птицы похожи? Давайте рассмотрим схему и составим рассказ.
- ребята, как вы думаете хорошо быть уткой?
Д/и «хорошо – плохо».
Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос: -почему хорошо быть уткой? (потому –что она может летать, плавать и передвигаться по земле, потому – что ее перья не промокают в воде и т. д.).
- А почему плохо быть уткой? (потому – что ее могут съесть хищники, ее могут обидеть люди или убить охотники, ей нужно лететь далеко в теплые страны, ей все время нужно самой добывать еду).
- Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
Релаксация: «Рыбки».
В чистой, ласковой водице
Плывет рыбок вереница.
Чешуей золотой сверкая,
Кружиться играя стая…
Вниз их манит тишина,
Глубина «не видно дна».
Рыбки, рыбки вниз пошли,
Рыбки, рыбки все легли,
Глазки все прикрыли …
Плавнички расслабили …
Хвостик тоже не играет …
Рыбка мышцы расслабляет…
Здесь покой и тишина …
Тихо плещется волна…
Вот солнца лучик засверкал,
Рыбок всех он вверх позвал!
Рыбки плавно повернулись,
На животик улеглись,
Рыбки хвостиком вильнули,
Плавничками заиграли.
И дружно к солнышку поднялись.
Д/игра: «Рассели обитателей».
Игра называется рассели обитателя. Ребята, мы с вами очистили воду в реке (висит ватман с изображением дна реки), но в ней никто не живет, поэтому она очень грустит. Как мы можем ее развеселить? (поселить в нее речных обитателей). Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать любого речного обитателя, который вам нравится (выбирают). А теперь давайте поселим выбранного вами обитателя. Выберите место где они будут жить и прикрепите их. (расселяют) Ребята, а давайте, каждый из вас превратится в того речного обитателя, которого он выбрал. И расскажет о нем от его лица. В этом вам поможет вот эта таблица.
Но для того чтоб превратиться в речных обитателей нам нужно сказать волшебные слова.
Воспитатель берет волшебную палочку. Взмах волшебной палочкой.
Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть!
Дружно все мы покружились и в речных обитателей превратились.
Воспитатель приводит пример: - я лягушка, у меня кожа зеленого цвета, я маленькая, у меня есть голова, лапы, туловище, живу я в реке, питаюсь насекомыми.
- Молодцы ребята, вы отлично справились, нашей речке теперь будет не скучно жить, а нам нужно уже превращаться обратно в ребят.
Дети становятся в круг, воспитатель делает взмах палочкой и произносит волшебные слова.
- Раз, два, три, четыре, пять продолжаем мы играть!
Мы немного покружились и обратно в ребят превратились!
Дети садятся на свои места.
- Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, и пора нам подвести итог.
Скажите, что нового вы узнали, что для вас было интересным?
Дети: (загрязняя воду, могут гибнуть обитатели в реке, нельзя загрязнять воду, надо беречь воду, если мы будем продолжать загрязнять воду, она может исчезнуть, и мы не сможем без нее жить). Вода нужна всем, людям, животным, птицам без воды нет жизни на земле!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы сегодня были настоящими исследователями. И я уверена, что вы будете беречь и охранять наши реки и следить за экологией нашей планеты.
Награждаетесь медалью «Ученый –исследователь» СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! молодцы!
Список литературы:
- Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka - Press», 1997;
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003;
- КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г;
- «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г;
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: « Вода и ее свойства »
Конспект занятия в подготовительной группе....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи:Образовательные: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях вод...