Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Кто с книгой дружит – тому она долго служит!»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Робакидзе  Сулико Тамазиевна

Цель: воспитание интереса к книге, бережного отношение к ней.

Задачи:

Обучающие

- учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов;

- упражнять детей в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа;

Развивающие

- развивать фонематический слух

- умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом).

Воспитательные

 - воспитывать любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: рассматривание карточек с изображением животных и их детенышей; посещение библиотеки;

Материалы и оборудование: игрушка Мишка, книга образец, книга Мишки, мяч для игры, закладка для игры, подарочные закладки на всех детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

«Кто с книгой дружит – тому она долго служит!»

Цель: воспитание интереса к книге, бережного отношение к ней.

Задачи: 

Обучающие

- учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов;

- упражнять детей в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа;

Развивающие

- развивать фонематический слух

- умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом).

Воспитательные

 - воспитывать любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: рассматривание карточек с изображением животных и их детенышей; посещение библиотеки;

Материалы и оборудование: игрушка Мишка, книга образец, книга Мишки, мяч для игры, закладка для игры, подарочные закладки на всех детей.

Логика образовательной деятельности:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

1. Вводная часть (организационный момент)

Ребята, сегодня мы будем говорить об удивительном предмете. Послушайте загадку и попробуйте отгадать:

Не куст, а с листочками,

 Не рубашка, а сшита,

 Не человек, а рассказывает.

Какие действия можно совершать с книгой?

Дети отгадывают загадку, называют книгу.

Предположения детей (взять, положить, закрыть, листать, читать и т.д.)

Если дети затрудняются с ответом – помочь наводящими вопросами.

2. Основная часть

- Проблемная ситуация

Посмотрите, кто к нам пришёл? (воспитатель достает игрушку Мишку).

Обратите внимание что у него взято с собой (воспитатель достает книгу).

Что вы можете сказать про эту книгу, она какая?

Я спросила у Мишки что же случилось с его книжкой, и он мне ответил, что везде брал её с собой и уже всю прочитал. Теперь не знает, что с ней делать, ведь она так испортилась.

Ребята, как вы думаете, почему книжка так испортилась? 

Что значит плохо обращаться с книгой. 

Посмотри Мишка, какая должна быть книжка! (воспитатель берет с полки книгу и показывает ее игрушке).

Ребята, объясните Мишке какой должна быть книжка.

Мишка говорит, что ему эта книжка надоела и больше не интересна. Но это не так. Мы сейчас с вами покажем Мишке, какая у него замечательная книга и сколько там всего интересного.

Вот, послушайте, ребята, какое замечательное стихотворение есть в Мишкиной книге.

(Воспитатель читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»)

 Воробей живет под крышей,

В теплой норке - домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается?

Дети замечают книгу и отвечают на вопрос воспитателя.

Дети обращают внимание на состояние книги - большая, помятая, рваная, некрасивая.

Он с ней плохо обращался.

Ответы детей (неаккуратно перелистывать страницы, не надевать обложки, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, не пользоваться закладкой, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно

Ответы детей (чистая, красивая, целая, не рваная, гладкая, красочная, яркая, весёлая, большая, толстая)

Ответы детей.

Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы.

- Дидактическая игра

Игра «Назови ласково»

Я  буду давать  каждому  по очереди волшебную закладку и называть слово, а вы должны отдать мне ее обратно и назвать ласково, например : стул – стульчик; ковёр – коврик.

Стол – столик

Мяч – мячик

Дом – домик

Цветок – цветочек

Платок – платочек

Кольцо – колечко

Сердце – сердечко

Солнце – солнышко

Окно – окошко

- Физминутка

А теперь немного подвигаемся!

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

Воспитатель с детьми выходит

на ковёр и выполняет разминку.

- Дидактическая игра

Ребята, в Мишкиной книжке есть интересная Игра «Кто у кого?

Я буду бросать вам мяч, и называть какое- то животное, а вы будете бросать обратно называя детеныша этого животного, например:

- Тирг – тигрёнок; Утка – утёнок и т.д

Воспитатель с детьми остается на ковре – садятся в круг.

А еще в книжке есть замечательная чистоговорка. Ребята, послушайте и скажите, какой звук в ней повторяется чаще остальных:

Тише, мыши! Кот на крыше!

Зашумите - он услышит!

В каких словах вы его услышали?

Давайте вместе произнесём эту чистоговорку громко, тихо и шепотом.

А сейчас я буду произносить слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите в них звук «Ш» (шарф, шапка, часы, фонарик, жук, шишка, шкаф, стол, шарик, болото, шея, лампа, шутка, батарея и т.д.)

Ответ детей (звук «Ш»).

Ответы детей.

Произносят вместе с воспитателем.

Внимательно слушают и хлопают, если слышат заданный звук).  

Можно позволить нескольким детям проговорить индвидуально.

3. Заключительная часть

- Подведение итогов

- Оценка работы детей

Мишка, ты понял теперь, какая у тебя замечательная книга? Ребята, Мишке стало стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, и он очень хочет её починить, но не знает как. Помогите ему понять, что же надо сделать, чтобы книжка опять стала как новая? Давайте напомним!

Конечно, теперь ты понял какая замечательная у тебя книжка. Благодаря ей мы прочитали стихотворение, выучили чистоговорку, называли ласково предметы, находили в словах звук «Ш», поиграли в игру «Кто у кого?». Береги свою книжку и правильно с ней обращайся. А наши ребята уже знают, как надо обращаться с книгой и за это мыс Мишкой хотим подарить вам эти замечательные закладки, для ваших любимых книжек.

Попрощаемся с Мишкой!

Ответы детей (подклеить, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой, аккуратно перелистывать страницы, не загибать уголки страниц, не перегибать книгу на переплете, не вырывать страницы, не разрисовывать  листы карандашом и фломастером, не слюнявить пальцы и не разбрасывать книги небрежно).

Благодарят и прощаются.

Если дети что-то пропустили, воспитатель дополняет ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «День рожденья куклы Даши»

Продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушке, о предмете. Употреблять в речи сложные формы предложения....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе №2 Тема: «Найди отличия»

Цель:  -  учить составлять небольшой описательный рассказ.Задачи: -  развивать связную речь, коммуникативные качества; - учить составлять рассказ по схеме, правильно называть ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление рассказа «Моя мама»

Учить составлять кроткий описательный рассказ о своей маме по фотографии. Согласовывать существительные с прилагательными....