У сказки можно поучиться
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам;
воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл;
закрепить понятия «авторская» и «народная» сказка;
знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_e.n._u_skazki_mozhno_pouchitsya.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка СП «Детский сад «Самоцветы»
Конспект НОД в подготовительной группе
«У сказки можно поучиться»
Воспитатель: Иванова Е.Н.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Программное содержание:
Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам;
воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл;
закрепить понятия «авторская» и «народная» сказка;
знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Материал:
схема сказки «Теремок»
волшебный мешочек»,
картинки с изображением героев сказок,
листы бумаги с нарисованными деталями «пазла», ножницы, клей
Предварительная работа:
чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам; составление рассказов по сюжетным картинкам; инсценировка сцен из прочитанных сказок; выставка детских работ.
Содержание образовательной деятельности детей:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Много сказок есть на свете,
Сказки любят все-все дети.
Сказки учат нас добру,
Уму, разуму, труду.
Учат дружбой дорожить,
И вообще, как надо жить.
Предлагаю вам ребята, в сказочку отправится,
Мне затея эта, очень даже нравится.
Игра «Назовите название сказки»
- «На лесной опушке, в тепленькой избушке жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный. Жили они, поживали, друг друга не обижали («Крылатый, мохнатый да масляный».
- Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу ломать-топтать. В самую полночь прискакал на поле конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая. Бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. («Сивка-Бурка»).
- Вот старик и говорит своим сыновьям:
- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья так и сделали, как отец им велел… Только у Ивана Царевича стрела поднялась высоко в небо и улетела не известно куда. Отправился он в путь. («Царевна-Лягушка»).
- На яблоньке, яблочки наливные, веточки серебряные, листочки золотые. Гуляют там три сестры – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка, да сиротка – девица красавица, Хаврошечкой которую кличут. Попросил угоститься яблочком. Подошла Хаврошечка к яблоньке – и веточки ей поклонились, и яблочки к ней опустились. И понял я, что она судьба моя… («Хаврошечка»).
- Молодцы!
Воспитатель:
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет, Русская народная, но доселе модная!
- Ребята, вы любите сказки? Дети: Любим.
- А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она...чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то ... добрая; есть радость, то... радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то ... мудрая и т.д.
- Скажите, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
- А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
- Верно. Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей).
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.
- А что будет, если у народа не будет сказок?
(разные ответы детей)
- Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.
- Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете.
(Дети перечисляют знакомые сказки.)
- Молодцы!
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и ещё вспомним названия различных сказок.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку - Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар - птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Воспитатель: Ребята, в сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди» и т.д.)
- А, можно сказку назвать воспитательницей? Почему (ответы детей)
- Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).
- А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей)
- У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело.
Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щук и...
- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное - смысл сказки и чему она учит.
- Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок»)
- А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
- Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.
- Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Игра «Волшебный узелок»
Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он
плох или хорош. В итоге сортируют персонажей на 2 группы.
- Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).
Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться.
- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое - большое сердце доброты.
Игра «Сердце доброты»
Дети вырезают детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце.
- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Дети исполняют песню кота Леопольда «Если добрый ты...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб Рекомендация для родителей на тему: "Сказку можно нарисовать"
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Стоит только начать рассказывать сказку, как дети, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствуе...
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть.
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. ...
Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»
Рекомендации по использованию игровых приемов в работе с детьми...
Консультация для педагогов "А сказки можно читать так..."
laquo;Духовная жизнь ребѐнка полноценна лишь тогда, когда он живѐт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он –засушенный цветок» В.А. Сухомлинский...
«Где играют дружно, считают умело, там и сказке можно появиться смело»
Встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» в младшей группе...
Консультация для воспитателей "Читать сказки можно по-разному"
В данной статье рассказывается вопрос о пользе рассказывания сказок и раскрываются методы работы над сказкой по предложенной Дж.Родари методике...