«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Сказка в развитии речи детей.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики ( Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.
Сказкам присущи:
- лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной активностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;
- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает».
Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.
Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.
Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.
Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.
В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр, к примеру игр - драматизаций.
Основой для игр – драматизаций можно взять те - же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее ярки, они привлекают детей динамичностью, ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно на другое, и малыши воспроизводят их. Дети легко драматизируют любые сказки: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие…
Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимики, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи, можно поставить перед собой следующие задачи:
- Учить воспринимать небольшие по объему сказки, потешки.
- Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.
- Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.
- Готовит детей к рассказыванию.
- Воспитывать внимание, пробуждать добрые чувства, любовь к родной речи, русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Ведение.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.
Новизна данной работы состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: использование русской народной сказки и применение ее на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
Задачи:
1. Проведение анализа научно-методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
То чего хотелось бы достичь, это растить и воспитывать наших детей, в наших традициях, прививая им знания об истоках, знакомя с художественной литературой, а не с поверхностным пластом.
И когда при чтении сказок я вижу лица детей, наполненные восторгом и удивительной радостью, я понимаю, всё не зря, ведь детская радость дорого стоит!!!
Книга и ее значение в жизни ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выгодский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Таким образом при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
Сказка в развитии речи детей.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики ( Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.
Сказкам присущи:
- лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной активностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;
- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает».
Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.
Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.
Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.
Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.
В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр, к примеру игр - драматизаций.
Основой для игр – драматизаций можно взять те - же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее ярки, они привлекают детей динамичностью, ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно на другое, и малыши воспроизводят их. Дети легко драматизируют любые сказки: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие…
Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимики, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи, можно поставить перед собой следующие задачи:
- Учить воспринимать небольшие по объему сказки, потешки.
- Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.
- Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.
- Готовит детей к рассказыванию.
- Воспитывать внимание, пробуждать добрые чувства, любовь к родной речи, русским народным сказкам.
Взаимодействие с узкими специалистами в рамках использования художественной литературы вне образовательной деятельности.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. В ходе работы чтение и рассказывание книг организуются во всех моментах жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, используются более разнообразные, чем занятия.
При использовании литературных произведений вне образовательной деятельности решаются следующие задачи:
- выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;
- воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык сказок, воспитание художественного вкуса;
- всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
Перспективный план занятий по развитию речи с помощью русских народных сказок.
Ноябрь: Русская народная сказка «Репка»
- Знакомство со сказкой. Рассказывание, рассматривание иллюстраций.
- Рисование – «Репка».
- Лепка – «Мышка».
- Инсценирование и показ на фланелеграфе.
Декабрь: русская народная сказка «Курочка Ряба»
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- Рисование декоративное – «украсим яичко».
- Лепка – «Слепим яичко».
- Пальчиковый театр (показ воспитателем).
- Пальчиковый театр (показ ребятами).
Январь: русская народная сказка «Колобок».
- Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе.
- Рисование – «Колобок катится по дорожке».
- Нетрадиционная аппликация с использованием пшена – «Колобок».
- Аппликация из готовых деталей – «Домик дедушки и бабушки».
- Инсценировка сказки в масках – шапочках.
Февраль: русская народная сказка «Три медведя».
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- Инсценировка сказки с использованием театральной ширмы и кукольного театра.
- Рисование декоративное – «Укрась тарелку для мишутки».
- Лепка – «Тарелочка большая, средняя и маленькая».
Март: русская народная сказка « Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки (воспитателем).
- Показ – игра драматизация (дети).
- Рисование – «зайка».
- Лепка – «морковка для зайки».
Апрель: русская народная сказка «Маша и медведь».
- Рассказ сказки с показом иллюстраций.
- Показ сказки на фланелеграфе (дети).
- Рисование.
- Лепка с использованием соленого теста – «Пирожки для бабушки и дедушки».
Конспект занятий в II младшей группе по развитию речи:
1 часть. Чтение и показ русской народной сказки «Репка».
2 часть. Рисование: «Мышка».
Программное содержание:
- Закрепить знания детей русской народной сказки, учить пересказывать сказку близко к тексту, соблюдая последовательность сказки. Развивать связную диалогическую речь. Учить внимательно слушать товарищей.
- Учить рисовать мышку (сказочного героя) овальной формы, передовая характерные особенности. Круговыми движениями руки закрашивать предмет, не заходя за его контур. Воспитывать аккуратность, творчество. Активизация словаря: учить правильно и четко называть части тела(туловище, ушки, носик ,хвостик).
Материал: настольный театр с плоскостными фигурами героев русской народной сказки «Репка», гуашь, кисточки, листы бумаги по количеству детей, игрушечный медведь.
Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит почтальон и дает воспитателю посылку. Воспитатель открывает посылку, а там лежит игрушечный медведь.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? (Мишка – медведь).
- Здравствуй, мишка, а почему ты такой грустный?
- Здравствуйте ребята. У меня случилась беда, сломался телевизор и я не могу теперь смотреть сказки, которые очень люблю.
- Не волнуйся, Мишенька, наши ребята тоже очень любят не только смотреть сказки, но и слушать и рассказывать их. Твоей беде мы сейчас поможем, ребята тебе расскажут и покажут русскую народную сказку «Репка».
Тот, кого я приглашу к столу, будут брать нужную фигуру и рассказывать сказку, а я буду вам помогать. Воспитатель помогает детям в распределении ролей.
И так начинаем.
- Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тащить….
После каждого фрагмента сказки выходит ребенок и выполняет свою роль. В процессе рассказывания воспитатель переедет косвенную речь, а дети – прямую. Остальные дети слушают, а воспитатель ненавязчиво помогает.
На столах все готово к рисованию. По окончанию рассказа сказки дети переходят к столам.
Рисование: «Мышка», Загадывание загадки: На столе лежали пышки, а на углу играли ….
Мышки.
Вот наш медвежонок послушал сказку, которую вы ему рассказали. Давайте вспомним, кто помог последним вытащить репку.
- Рома скажи нам, пожалуйста.
- Мышка (ответ ребенка).
- Правильно молодец!
- Давайте нашему другу мишке нарисуем портрет мышки. А перед тем как нарисовать, мы внимательно рассмотрим ее (показ игрушечной мышки).
- Посмотрите, какое у нее туловище (ответ детей круглое, овальное).
Обратите внимание, у мышки голова плавно переходит в туловище, значит мы будем рисовать туловище и голову вместе, овальной формы. На голове у мышки (воспитатель показывает на ушки) что это?
- Вася (отвечает) – ушки.
- А какие у мышки ушки, большие или маленькие?
- Катя (отвечает)большие.
- Правильно, молодец. А что это у мышки (воспитатель) показывает на хвостик) ?
- Хвостик (ответ детей).
- Правильно. А какой он длинный, короткий?
- Длинный (ответ детей).
- Правильно, молодцы!
Мышку мы с вами внимательно рассмотрели, а теперь ее нарисуем и подарим нашему гостью.
( У детей на столах лежат готовые шаблоны. Воспитатель следит, чтобы дети аккуратно закрашивали контур не заходя за линию, а потом самостоятельно рисуют хвостик. Воспитатель индивидуально помогает каждому ).
Вот Мишка, все готово, давай посмотрим, как ребята справились работой.
Оценка детских работ, отметить аккуратность и творчество детей. Воспитатель предлагает детям произнести слово МЫШКА, как оно звучит ? (Дети вместе и дружно с воспитателем произносят по слогам : МЫ-Ш-КА ).
- Твердо, да? А теперь скажем МИШКА. Мягко, да? Вот видите слова почти одинаковые, а значение и произношение разное. Прощаемся с Мишкой, приглашаем в гости снова.
Конспект занятий по развитию речи во II младшей группе.
Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки).
Программное содержание:
- Учить детей отчетливо произносить слова и короткие фразы. Развивать связную, диалогическую речь.
- Учить воспроизводить небольшие по объему сказки с неоднократным повтором. Готовить к рассказыванию.
- Воспитывать внимание, любовь к родной речи, к русским народным сказкам.
Материал: декорация, дети одетые в костюмы сказочных героев, маски, просмотр иллюстраций к сказке.
Ход занятий:
Воспитатель обращается к детям.
- Ребята, сегодня мы пойдем в гости к сказке. Сейчас мы устроим театр, а артисты будете вы. Мы с вами посмотрим русскую народную сказку «Курочка ряба».
Выбирать артистов будем вместе.
- Никита будет – дедом.
- Милана будет – бабкой.
- Варвара будет – курочкой рябой.
- Даша будет – мышка-нарушка.
А я буду вам помогать. Раз ,два, три – сказку расскажи.
Воспитатель рассказывает сказку, а дети одетые в костюмы показывают движения, жесты, мимику, передовая особенности сказочных героев (остальные дети внимательно слушают и смотрят).
Воспитатель дает больше самостоятельности детям и ненавязчиво помогает им.
( По желанию детей сказку можно повторить, заменив другими детьми).
Конспект занятий во II младшей группе.
Развитие речи:
I часть – рассказ и пересказ русской народной сказки
« Колобок».
II часть – лепка: «Колобок».
Программное содержание:
- Познакомить детей с народным творчеством, учить пересказывать сказку близко к тексту. Развивать связную, диалогическую речь. Учить внимательно слушать товарищей.
- Учить лепить «Колобка» способом раскатывания пластилина между ладошками движениями рук предмет круглой формы, передовая характерные особенности.
Воспитывать аккуратность, фантазию, творчеству.
Материал: фланелеграф, рисованные плоскостные фигурки сказочных героев русской народной сказки «Колобой»; раздаточные доски на каждого ребенка, кусочки пластилина по количеству детей, игрушка кукла – Катя.
Сюрпризный момент: Стук в дверь, воспитатель входит в группу в руках у нее кукла.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? Кукла - Катя. Давайте мы расскажем ей русскую народную сказку «Колобок». Сейчас я позову несколько человек к столу, на котором стоит фланелеграф, а рядом фигурки сказочных героев. И при помощи этих фигурок ребята, нам и нашей гостье расскажут сказку про Колобка, а если кто – нибудь, что – то забудет я им помогу. Хорошо? Давайте все вместе и дружно посчитаем. Раз, два, три – сказку расскажи( дети повторяют за воспитателем).
К фланелеграфу воспитатель просит подойти Пашу – деда, Вику – бабка, Мишу – зайчика, Владика – волка, Костю – медведь, Варвара – лиса ). Паша начинает рассказывать сказку и на фланелеграфе выкладывает фигуру своего сказочного героя (дед).
С появлением нового героя сказки воспитатель завет к столу другого ребенка и в процессе рассказывания сказки воспитатель передает косвенную речь, а дети – прямую, стараясь передать характерные особенности каждого сказочного героя, их мимику, жесты, интонацию голоса, звуки подражания (заяц говорит тихо, спокойно, волк – грубо, медведь – тоже грубым голосом, лиса – мягко, спокойно, хитрым, ласковым голосом ). Остальные дети внимательно смотрят и слушают.
Физическая минутка, загадывание загадок про героев сказки.
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …?
/ Колобок /
Лепка: раздаточный материал доски, пластилин на каждого ребенка. Дети садятся за стол.
Воспитатель: вот, ребята, мы рассказали нашей гостье сказку и загадали ей сказку, а теперь давайте покажем ей, как мы умеем лепить «Колобок». А перед тем, как его слепить, мы внимательно посмотрим какой он формы (круглый, квадратный). Воспитатель показывает игрушечного «Колобка».
- Лера, скажи какой формы колобок?
- Лера – круглый (ответ ребенка).
- Правильно, а как ты Даша думаешь?
- Даша отвечает – круглый.
- Правильно, молодец!
- Посмотрите какой он со всех сторон ровный, поэтому он легко может кататься. Давайте в воздухе пальчиками нарисуем контур «колобка». (Воспитатель вместе с детьми «рисует контур»). А теперь покажем, как мы будем катать пластилин руками. Сложим ладошки вместе, и круговыми движениями будем раскатывать пластилин. Вот так. Молодцы (дети показывают, воспитатель помогает тем, у кого не получается).
Воспитатель предлагает детям взять пластилин и все движения выполнить. Пока дети выполняют работу, воспитатель индивидуально помогает.
Вот теперь, когда «Колобок» готов, его можно украсит шапочкой, сделать глазки, ротик ( воспитатель дает заготовки, вырезанные из цветной бумаги. Дети украшают «Колобок» ).
- Посмотри, Катя ( воспитатель обращается к кукле) ребята слепили много «Колобков», давай посмотрим, как они справились с работой.
Оценка детских работ.
Отметить аккуратность и творчество детей.
Прощание с куклой – Катей, приглашаем её ещё раз в гости и дети поют песню «Колобка…».
В педагогической работе особую роль отводится просвещению родителей. Рассказыванию о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультированию по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
Методические рекомендации по развитию речи детей для родителей:
- С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике (человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать).
- Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
- Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
- Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.
- Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые ему называете.
- В играх учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода; одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.
- Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребенку выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Постепенно усложняйте задания.
- Для развития активной речи создавайте ситуации, стимулирующие ребенка обращаться с речью к взрослым.
- Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. ( Куда сейчас Аня пойдет ? В кроватку спать ).
- Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Для этого используются игры со звучащими игрушками (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон): «Угадай, какая это игрушка?»; Игры на определение места звучания игрушки: «Откуда доносится звук?»; игры на определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио); игры на определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
- Использование игр и упражнений направленных на развитие речевого дыхания: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки, дуть дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
- Игры и упражнения направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);
Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)
- Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).
Заключение.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной сказке и вообще к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Итак, подводя итог, можно отметить – русская народная сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...
Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...
Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...
Сказка, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы по развитию речи детей через сказку....
Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продукт...