Проект по теме "Су-джок терапия для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_su-dzhok_terapiya.docx | 137.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
города Сорочинска Оренбургской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО
ТЕМЕ: «СУ – ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОЗРАСТА»
Автор – составитель:
Учитель – логопед МБДОУ №12
Мелехина Ольга Николаевна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Необходимо подчеркнуть, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека.
В своей работе с детьми наряду с традиционными методами я решила попробовать и нетрадиционные методики. Одна из таких методик – Су-Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву в восьмидесятых годах двадцатого века.
Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су – Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
На сегодняшний день неуклонно растет число детей, которые имеют нарушение всех видов моторики, познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы. Я хочу представить нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие психической, познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-джок стимуляторов-массажеров представляющих собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которых, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время игровой образовательной ситуации.
Пособие состоит из двух частей: теоретической, практической, приложения. В теоретической части рассказывается об истории возникновении Су-Джок терапии, ее преимуществах, особенностях использования в работе с детьми.
Практическая часть пособия содержит материал для обучения детей работе с массажным шариком, с учетом возрастных особенностей.
Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3-7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем.
Целевая группа: дети дошкольного возраста 3-7 лет, воспитатели и логопед
Сроки и место реализации методической разработки: долгосрочный; групповые комнаты, логопедический кабинет.
Цель:
повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.
Задачи:
- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
4.Познакомить педагогов с Су-джок терапией;
-Показать упражнения с применением массажеров Су-джок;
-Повысить уровень компетентности педагогов в применении нетрадиционных технологий обучения.
Ожидаемые результаты:
• Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
• Стимуляция речевых зон коры головного мозга, другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
• Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Рассказывание сказок;
3. Совершенствование навыков пространственной ориентации;
4. Использование массажора:
- На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей.
-В показе мастер-классов для педагогов и родителей с учетом ФГОС ДО.
Формы взаимодействия педагога с родителями:
1. Консультация «Применение Су – Джок терапии»;
2. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.
Формы взаимодействия с коллективом:
- Презентация на педсовете.
- Изготовление буклетов и консультаций
Этапы проведения Су-Джок терапии:
1. Знакомство детей с массажером, правила его использования.
2. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3. Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
Упражнения с использованием Су-Джок:
-обогащают знания ребенка о собственном теле;
-развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук;
-опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга;
-способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Кроме того, они помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности.
Особенности методики Су-Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – можно лечить любую часть тела и любой орган
- Общедоступность - Су-Джок могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – ненужно никаких дополнительных инструментов
Практическая часть
Формы работы с детьми:
1.Массаж Су- Джок шарами. (Выполнение действий с шариком в соответствии с текстом).
Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
Массаж лба: Я - колючий серый еж, и на шарик я похож.
Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Формы массажа ладоней и пальцев:
1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая по ладоням.
3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
6. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (Поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука ).
На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
4. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог: «Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».
5. Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания.
Выполнение инструкции: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т. д. ; закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. /На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы/.
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? /в коробку/
- Откуда я достала красный шарик? /из коробки/ и т. д.
8. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: - Проговаривание слова по слогам и на каждый слог ребенок берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.
Массаж Су-Джок шариком
- «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)
- «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
- «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)
- «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу. (Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)
- «Пинцет»
Дружат пальчики, не тужат
Им пинцет очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай
Пинцетом шарик поднимай. (Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)
- «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)
- «Кручу - верчу».
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.)
- «Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.)
- « Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)
Игры и упражнения с массажным кольцом
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел (поочередно на- девать массажное кольцо на каждый палец),
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел.
« Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и педагогов.
Используемая литература:
1.ИвчатоваЛ.А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед-2010.№1-с. 36-38
2.Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб. Дельта, 2001
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2002. – 120 с.
4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
6. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт - терапия для детей дошкольного возраста
В нашем детском саду большое внимание уделяют творческому развитию детей и взрослых. В качестве одной из приоритетных задач деятельности детского сада является содействие развитию творческого во...
Статья по теме " Арт- терапия для детей дошкольного возраста"
Статья для воспитателей и родителей о использовании арт- терапии при работе с детьми....
Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...
Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...
Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...
Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...
Значение и роль песочной и сказочной арт-терапии для детей дошкольного возраста
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...