Статья по теме " Арт- терапия для детей дошкольного возраста"
статья на тему
Статья для воспитателей и родителей о использовании арт- терапии при работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_art-terapii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме: «Арт – терапия»
Арт-терапия – лечение через творчество -
Арт – терапия для детей.
Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.
«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д. ».
Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.
Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех
- Живопись пальцами. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это позволяет отследить эмоциональное состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включится ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
Тяга к экспериментам, желание все потрогать, часто пресекается родителями.
Поэтому мы предоставляем детям возможность преодолеть этот запрет, удовлетворить потребность запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты.
Предварительно, дети надевают фартуки, даются краски и закрывается поверхность стола клеенкой.
Когда дети начинают рисовать, педагог начинает вместе с ними, показывает им, как это делать. По окончании работы расспрашивает, что дети нарисовали, а дети в свою очередь рассказывают, о чем рисунок. Беседы проходят с каждым ребенком принимавшим участие в работе.
Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
«Разноцветные листы»
Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.
«Рисунок глиной»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).
Тема рисунка может меняться.
«Свободный рисунок в круге»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.
Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)
«Водный салют»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения
Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
«Мелки – наперегонки»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе
«Разноцветные камушки»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
«Семья»
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.
«Мой страх»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.
Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.
Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор изобразительных материалов.
При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Работая с детьми, можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. п.
В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. А также можно выполнять следующие упражнения:
- «Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
- «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что бы тебе хотелось подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?".
- «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым» и др.
Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Вариативное обучение детей дошкольного возраста пересказыванию"
«Вариативное обучение пересказыванию»Повышение уровня компетенции педагогов ДОУ в вопросах использования различных приёмов и форм работы при обучении детей дошкольного возраста пересказу в...
Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные фор...
Статья на тему: Патриотическом воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерностин...
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"...
Статья на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Одной из важнейших задач воспитания ребенка является развтие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Формирование первичных матем...