Значение и роль песочной и сказочной арт-терапии для детей дошкольного возраста
статья по теме

Попова Екатерина Александровна

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
    Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_rol_pesochnoy_i_skazochnoy_art.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и роль песочной и сказочной арт-терапии для детей дошкольного возраста

Воспитатель: Попова Е.А.

Метод песочной терапии описан в мемуарах Карла Густава Юнга, там мы можем прочитать о том, как в очень трудный период, когда практически жизнь рушилась после дружеского и профессионального разрыва с Фрейдом, он почувствовал вдруг, что нуждается в каком-то простом занятии, чтобы успокоиться, побыть с собой и привести мысли в порядок:

«Первое, что всплыло в памяти, это мои ощущения, когда мне было лет десять или одиннадцать. В то время я увлеченно играл в кубики. Хорошо помню, как строил из них замки и домики с воротами и круглыми арками из бутылок. Несколько позже строительным материалом стали обычные камни, когда я использовал грязь вместо раствора. Это увлечение длилось достаточно долго. Странно, но воспоминания оказались очень живыми, эмоциональными и вызвали множество ассоциаций.»

Детство – это удивительная страна. В которой все можно, все позволено. Слабый, беззащитный может стать сильным, всемогущим, скучное и неинтересное может вдруг оказаться веселым и занимательным. Для этого всего лишь нужно быть ребенком, творческое воображение которое может создать чудеса.

Какие вызывают у Вас чувства и ассоциации слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые представили себе песчаный карьер, большие самосвалы везущие песок для стройки, но все же многие вспомнят песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

Песок – материал необыкновенно приятный. Когда вы погружаете руки в песок, у вас появляется нечто похожее на рябь в воде, рождаются образы пустыни. Если песок смешать с водой, он потемнеет и приобретет качество земли. В это время можно ему придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо умений. Невозможно здесь ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочная терапия направлена на обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического физического здоровья детей через внедрение элементов терапии в практику работы ДОУ.

Сейчас наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы же взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И должно быть так. Затем школа, где еще сильнее укрепится директива по отношению к личности ребенка. Появятся взрослые социальные институты. Хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли.

Полезно это будет при одном «но» – наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать,мечтать, создавать, творить! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются, это человек не боящийся быть счастливым! Но узнать как, проявления каких эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить, поддерживая его порывы, ведь может это быть попустительством. Как не избаловать его? Действительно, не просто так в этом разобраться, ведь часто мы только опираемся на свой детский опыт – как нас воспитывали …

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые потихоньку зарождаются внутри, но выхода наружу не как не имеют? Ведь невыраженные именно эти эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство в котором ребенок может выразить в самой естественной для себя форме (игре) свои страхи, желания, обиды, злость и сомнения, мечты и волнения –это предоставляет ребенку волшебница-песочница.

В песочнице которая является моделью маленького окружающего мира, место где во внешнем мире могут разыграться внутренние конфликты и баталии маленького человека. Выразив их вовне и посмотрев на внутренний мир свой со стороны, играючи ребенок находит решения для реальных вполне жизненных задач.

Это происходит за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка – он разрушает его – и создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения –дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, –можете быть уверены, он справится!

Песком развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью. Обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции.

Ему хочется узнавать что-то новое, экспериментировать. Методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций, совершенствованию игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой.

Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации эмоционально откликаются на яркие впечатления, педагоги могут использовать в работе цветной песок. Он очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.

При создании "песочной" картины, помимо основного материала, можно использовать игрушки любые, предметы, фигурки, вылепленные из пластилина, глины, теста, бросовый и природный материал.

Чтобы игра получилась, необходимы правила, поэтому предлагается принять ребенку на себя роль творца, волшебника, «кодекс чести» которого не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает другой волшебник.

Эти правила отрабатываются в играх с песком - включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, преодоления трудностей.

Подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Сказкотерапия для детей – это способ, при котором вы без ругани, истерик и нотаций поможете ребенку своему избавиться от вредных привычек или привить хорошие качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно детям. Сказка не только воспитывает, но и улучшает отношения между мамой и ребенком, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем.

Целью сказкотерапии является активизация творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие самосознания.

Существует ряд задач:

1. Создавать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

2. Стимулировать творческое самовыражение.

3. Формировать позитивное отношение к своему «Я».

Существуют виды сказок:

1. дидактические

2. психокоррекционные

3. медитативные

4. психо-терапевтические

5. художественные - народные и авторские

Подбор сказок – это направленность к проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

«Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.»

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Известно, что умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Он начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

В возраст четырех-пяти лет – это является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает интерпретировать окружающую действительность.

Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу.

Обеспечивает основу реализации для эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней, развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор он интегрирует ситуации в сказке, в свой жизненный опыт. Дети через сказку получают знания о том, как устроен мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми.

Также учатся умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинают осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста можно отметить следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома книг не читают своим детям;дети все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться.

В связи с этим, приоритетным направлением в работе с детьми – это метод сказкотерапии.

Также педагогам рекомендуется читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Задача педагогов донести информацию о том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельностью (лепки, конструирования, рисования), но и посредством современного метода практической психологии, широко популярной в дошкольном образовании и применяемой в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии.

Развивается активно речевой запас, воображение, фантазии. Известно, что все психические процессы неразрывно связанны с мышлением. В итоге играя, и в то же время активно «мыслим».

Занятие по сказкетерапии состоит из этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Ритуал «Вхождения в сказку»;

3. Коллективная работа (рисуют коллаж по сказке, выдумывают сказку, либо ее продолжение, либо используют модификацию сюжета) ;

4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика) ;

5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия) ;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.

8. Творческое задание (по желанию родителей и детей можно доделать дома, выполнить что-то своими руками) .

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала!

Простейший ящик из стола

Покрасим голубой мы краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой!

Дети попадая в песочную сказочную страну, они играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

консультация для воспитателей "Роль песочной технологии в развитии эмоциональной жизни детей дошкольного возраста

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общ...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста

 Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В...

Значение и роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Множественные исследования специалистов указывают на то, что уровень развития физических качеств в настоящее время находится на низком уровне, который не удовлетворяет современным нынешним требованиям...