Устное народное творчество как средство развития речи детей 3-4 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Крылова Ирина Владимирова
  1. Тема "Устное народное творчество как средство развития речи детей 3-4 лет».

 

  1. Цель работы:
  2. - развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества,  повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

 

  1. Задачи:
  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года, на основании которого педагог выбирает тему по самообразованию
  4. Внести дополнения в РППС

 

  1. Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:
  2. Знакомить детей с окружающим миром – природой  с укладом жизни и быта русского народа.
  3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  4. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потешки
    • Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни.
    • Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).
    • Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши».
    • Дидактическая игра: «Узнай потешку».
    • Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе).
    • Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
    • Пополнение картотеки потешек для работы с детьми.

 

  1. Доклад «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 
  2. Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»

 

 

  1. Октябрь

 

 

  1. Прибаутки считалки
  2. «Веселые считалки» - познакомить с понятием «считалка».
  3. Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять». Беседа на основе последнего материала.
  4. Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».
  5. Создание картотеки считалок.
  6. В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.

 

  1. Буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
  2. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
  3. ноябрь
  4. «Загадки» - книга с загадками и иллюстрациями.
  5. Продолжить знакомить детей с загадками, дать представление о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.
  6. Изготовление картотеки загадок.
  7. Досуг «Вечер загадок об осени»
  8. Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
  9. Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
  10. Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку»
  11. декабрь

 

 

  1. Пословицы и поговорки
  2. Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.
  3. Разучивание пословиц и поговорок с детьми.
  4. Изготовление картотеки поговорок для детей.

 

  1. Обзор в интернете информации по теме.
  2. Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».
  3. Январь
  4. Русские народные сказки
  5. Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.
  6. НОД по развитию речи «Кот, петух и лиса».
  7. Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.
  8. Прослушивание аудиозаписей сказок. Учить обыгрывать знания сказки (игры – драматизации).
  9. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
  10. Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).
  11. Консультация «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»

 

  1. -Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
  2. Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.
  3. Беседа «Читайте детям сказки…»

 

 

  1. февраль
  2. Колыбельные песни
  3. Рассказать о значении колыбельной песни в народе.
  4. Прослушивание колыбельных песен
  5. Использование имитационных приемов «значение младенца».
  6. Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».
  7. Создание фонотеки с колыбельными песнями.

 

  1. Показ презентации «Роль народного творчества в жизни детей»
  2. Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».
  3. март
  4. Русские народные игры и хороводы
  5. Познакомить детей с русскими народными хороводами.
  6. Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.
  7. Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки».
  8. Разучивание хороводов: «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Золотые ворота».
  9. Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений.
  10. Развлечение «Широкая
  11. Масленица».
  12. Изготовление атрибутов, масок.
  13. Пополнить уголок ряженья 
  14. Буклет «Народные игры как средство развития речи детей».

 

  1. Консультация «Не забывайте народные игры».

 

  1. апрель
  2. Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
  3. Изготовление лепбука «Театр дошкольникам»
  4. Пополнить театральный уголок новыми персонажами
  5. Мастер-класс по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).

 

  1. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

 

  1. май
  2. -Игры- драматизации по знакомым сказкам.
  3. -Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
  4. Родительское собрание
  5. -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  6. Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на летний период

 

 

 

  1. Самореализация
  2. сентябрь
  3. -Изучить тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
  4. -Ознакомиться с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.
  5. -Создать картотеку потешек для работы с детьми.
  6. -Провести консультацию для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»
  7. -Подготовить доклад на тему «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». 
  8. Октябрь
  9. -Изучить тему: «Использование фольклора в работе с детьми».
  10. - Создать картотеку считалок
  11. -Выполнить буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
  12. -Провести анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
  13. Ноябрь
  14. -Изучить тему:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
  15. -Создать картотеку загадок.
  16. -Подготовить консультацию для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
  17. -Провести консультацию для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
  18. -Провести семейную выставку рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку».
  19. Декабрь
  20. -Изготовить картотеку поговорок для детей.
  21. -Подготовить консультацию для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».
  22. Январь
  23. -Изучить тему «Роль сказки в воспитании детей».
  24. -Создать библиотеку красочных книг с русскими народными сказками.
  25. -Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»
  26. -Провести консультацию для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
  27. -Провести беседу с родителями «Читайте детям сказки…»
  28. февраль
  29. -Создать фонотеку с колыбельными песнями
  30. -Показать презентацию для педагогов «Роль народного творчества в жизни детей»
  31. -Подготовить консультацию для родителей «Пойте своим детям колыбельные».
  32. Март
  33. -Изготовить буклет «Народные игры как средство развития речи детей».
  34. -Провести консультацию для родителей «Не забывайте народные игры».
  35. -Изготовить атрибуты, маски.
  36. -Пополнить уголок ряженья 
  37. Апрель
  38. -Изучить тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
  39. -Провести мастер-класс для педагогов по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).
  40. -Провести «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

 

  1. май
  2. -Подготовить отчёт о проделанной работе перед педагогами.
  3. -Выступить на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования».
  4. -Подготовить презентацию для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  5. -Разработать рекомендации родителям по закреплению речевых навыков у детей на летний период

 

  1. Используемая литература:

 

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.
  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание».
  8. Журналы «Ребёнок в детском саду».
  9. Ресурсы интернета.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...