Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений.
проект по развитию речи (младшая группа)
Настоящий проект станет незаменимым помощником в общей структуре воспитательно – образовательного процесса и будет полезен педагогам, занимающимся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 461.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50 «Жар - Птица»
Проект
«Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Выполнил Воспитатель
Васильева М.А.
г. Красногорск 2020-2021 г.
Паспорт проекта.
Вид: долгосрочный.
Тип: игровой.
Сроки реализации: октябрь - апрель.
Возрастная категория воспитанников: 3-4 года.
Участники: воспитанники – 20чел., педагоги – 4 чел., родители – 15чел.
Продукт: фотоколлаж «Десять пальчиков - помогайчиков».
Актуальность
Понимание речи и умение говорить - одно из важнейших средств познания окружающей действительности 3-хлетнего ребенка. В этом возрасте ребенок активно проявляет потребность в общении со взрослым, все чаще задает ему вопросы, что составляет определенную базу для дальнейшего становления диалогической речи.
Доказано, что одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его мелкой моторикой.
Одним из эффективных средств, стимулирующих развитие ручной умелости у детей, и, как следствие, развитие его речи является пальчиковая игра.
Помимо этого, пальчиковые игры способствуют налаживанию коммуникативных отношений на эмоциональном и физическом уровне. Играя с ребенком в пальчиковые игры, взрослый быстрее устанавливает контакт с ним, располагает его к себе, мотивирует на совместную игру.
Чудесные свойства мелкой моторики были известны еще нашим мудрым предкам. Не зря из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. С опорой на прошлое и настоящее был разработан проект «Десять пальчиков – помогайчиков, или развитие речи с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Цель и задачи
Цель : формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи
Образовательные:
• Расширить словарный запас воспитанников.
• Активизировать интерес воспитанников к окружающей действительности.
Развивающие:
• Совершенствовать активную речь детей;
- содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения.
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к речетворчеству, фольклору.
Ожидаемые результаты
- Повысится интерес к пальчиковым играм.
- Увеличиться точность движений рук.
- Движения рук скоординированы.
- Речевые навыки сформированы.
- Развиты психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- Сформированы волевые навыки.
Этапы работы над проектом
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1. Подготовительный | Работа с информационными ресурсами. Изучение опыта коллег по данному направлению. Мониторинг развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели. Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений. | сентябрь |
2. Основной | Работа с воспитанниками: Внедрение пальчиковых игр в систему работу с детьми:
| октябрь - апрель |
Работа с родителями: | октябрь - апрель | |
Индивидуальные беседы с родителями детей с нарушением развития речи по развитию речи посредством использования пальчиковых игр. | октябрь - апрель | |
Анкета «Развитие речи моего малыша» | октябрь | |
Консультация «Пальчиками играем – речь развиваем!» | ноябрь | |
Творческий конкурс «Пальчиковая гимнастика собственного сочинения» | декабрь | |
Консультация «Пальчиковые игры» | февраль | |
апрель | ||
3. Заключительный | Подведение итогов проекта. Семинар – практикум для педагогов «Значение пальчиковых игр в дошкольном возрасте» | апрель |
Вывод
Пальчиковые игры и упражнения зарекомендовали себя в качестве эффективного средства для развития мелкой мускулатуры рук и речи в их единстве и взаимосвязи. Проговаривание текстов во время «пальчиковой» гимнастики активно стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Кроме того, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Доказано, что систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, значительно повышают работоспособность головного мозга, что дает мощный толчок к познавательной и творческой активности ребенка.
Таким образом, настоящий проект станет незаменимым помощником в общей структуре воспитательно – образовательного процесса и будет полезен педагогам, занимающимся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы.
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
- Крупенчук О.И. «Ладушки». Пальчиковые игры для малышей. Литера СП-б,2006.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2011. - 165 с.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...
методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...
Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи....
Самообразования "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений
План самообразования: Тема: Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Цель : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Для достижения цели я ставила перед собой задачи:1. Изучение и систематизация теоретического и практическ...
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....