методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
методическая разработка (младшая группа)
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П. Павлов
Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковых игр и упражнений заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Цель: Развитие речи детей на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи : Содействовать нормализации речевой функции. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Расширять словарный запас детей. Повысить знания родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для дошкольников.
Ожидаемый результат: у детей: -повышение уровня развития речи; - дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности. у родителей: -повышение интереса родителей по данной теме, к проблеме развития речи своих детей; -формирование интереса к развитию речи детей, через пальчиковые игры и упражнения; -возникновение желания продолжать дома работу по данной теме. у педагога: - повышение профессиональной компетенции педагога; - разработка консультативного материала для родителей по теме проекта; - пополнение методической копилки новыми материалами; -продолжать работу по развитию у детей речи с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Учёными была выявлена закономерность: Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
Из истории Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов . И все потешки , игры – не что иное, как массаж в игре.
Пальчиковые игры Это открытие нашей народной педагогики .
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Дети , которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Виды пальчиковых игр: Игры-манипуляции развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ. Сюжетные пальчиковые упражнения Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых. Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга) Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание. Театр в руке Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
Правила проведения пальчиковых игр • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
• Старайтесь не принуждать •« Не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно. •Старайтесь , чтобы в игры вовлекались все пальчики •Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление . Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе.
Упражнения условно делятся на две группы : Статические упражнения Динамические упражнения
«Тренируем пальчики – развиваем речь». « КОЗА РОГАТАЯ» Идёт коза рогатая, (1) Идёт коза бодатая . (2) Ножками топ-топ, (3) Глазками хлоп-хлоп. (4) Кто каши не ест, Молока не пьёт - Забодает! (5) Забодает! (5) Забодает! (5)
« КУЛАЧОК» Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз , два, три, четыре, пять – Собираем все опять
«БЕЛОЧКА » Сидит белочка в тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... .
«АПЕЛЬСИН» Мы делили апельсин Много нас, а он один, Это долька для ежа, это долька для чижа, Это долька для котят, это долька для утят, Это долька для бобра, А для волка кожура, Он сердит на нас беда, разбегайся кто куда.
" ПРЯТКИ" В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали". Сжимание и разжимание пальцев рук.
Мой ежонок покатился прямо по дорожке. Покружился на моей ладошке. В кулачок ежонок прыг, притаился озорник. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук
Пальчиковый и кукольный театр
Кинезиологические игры и упражнения Дети с интересом играю с мелким и крупным конструктором, пазлами , мозаикой
Пальчиковые игры и упражнения для развития тактильной чувствительности
Работа с родителями Индивидуальные беседы: рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика» Выпуск памяток для родителей :«Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Результаты Большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек , песенок и с удовольствием их рассказывают.
Литература Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С.-П. – 1996г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...
Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...
ПРОЕКТ на тему: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Цель : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Для достижения цели я ставила перед собой задачи:1. Изучение и систематизация теоретического и практическ...
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....