Роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Назаренко Ольга Николаевна

Игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.Благодаря использования в своей работе игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме того, игра на НОД и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.В своей работе мы используем различные игры: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые, хороводные, пальчиковые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_igry_v_razvitii_rechi.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.

Формирование и развитие правильной речи ребенка – пожалуй, самая основная задача дошкольного образовательного учреждения. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

Благодаря использования в своей работе игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме того, игра на НОД и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, обращаем внимание на то, как закончить игру. Мы разыгрываем фанты, чествуем победителей, сообщаем о новом варианте знакомой игры и т.д.

В своей работе мы используем различные игры: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые, хороводные, пальчиковые.

Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим миром, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на:

- словесные

- игры с предметами и игрушками

- настольно-печатные

Рассмотрим некоторые из них.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее. Такие словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Во все НОД и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. 

Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами, мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей, особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда. 

    В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.

Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий. Другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай, какую картинку спрятали»«Что лишнее?»«Что изменилось?»«Что перепутал художник?»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно надеть на куклу, если на улице зима? весна? лето? осень?

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации или театрализованные игры. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. Данный вид игровой деятельности очень любят дети, ведь она создает атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Существует несколько видов театров, которые охотно принимаются дошкольниками – перчаточный, картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. И для развития речи данный вид игровой деятельности очень полезный, ведь в ней решаются следующие вопросы:

 обучение детей умению задавать вопросы;

 обучение детей умению составлять предложения;

 обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор;

 обогащение словаря детей;

 развитие речи – рассуждения (объяснительной, доказательной);

 развитие интонационной выразительности речи.

В театрализованной игре формируем диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развиваем речевую активность детей. В ходе игры мы искренне должны перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать.

Для успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой мы показываем, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

   Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяют самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражение своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы слов с чёткой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого и ребёнка.

Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. 

В своей практике мы используем пальчиковые игры, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему   собственного тела. Для системы в работе, мы классифицировали пальчиковые игры:

— игры с пальчиками

— игры с мелкими предметами

— игры с речевым сопровождением

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека?...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

Роль семьи в развитии речи у детей дошкольного возраста

для родителей, воспитателей, учителей-логопедов...