Методическая разработка Квест-игра в старшей группе на тему «К нам весна шагает»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Пояснительная записка
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра подходов к построению образовательного процесса, а значит и к его планированию. Специфика образовательного процесса в дошкольном образовании заключается в том, что процесс образования осуществляется в течение всего дня, во всех режимных моментах.
Содержательной базой образовательного процесса являются созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.
Совместная деятельность воспитателя с детьми – приоритетная модель организации образовательного процесса в дошкольной организации. Отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и ребенка. Планируется в соответствии с требованиями ФГОС ДО .
В процессе совместной деятельности происходило интеграция следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
С помощью системы интегрированных занятий можно избежать перегрузок детей, сохранив их психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. У ребенка есть возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, в игровой форме обогатить свой словарь, сформировать грамматическую структуру речи, а главное, развить коммуникативные умения (свободно высказывать мысль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №77 Петроградского района
Санкт- Петербурга
Методическая разработка
Квест-игра в старшей группе на тему «К нам весна шагает»
Выполнила воспитатель:
Мукова М.А.
Санкт –Петербург
2021г
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………….3
Технологическая карта……………………………………………….5
Список используемой литературы………………………………….17
Пояснительная записка
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра подходов к построению образовательного процесса, а значит и к его планированию. Специфика образовательного процесса в дошкольном образовании заключается в том, что процесс образования осуществляется в течение всего дня, во всех режимных моментах.
Содержательной базой образовательного процесса являются созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.
Совместная деятельность воспитателя с детьми – приоритетная модель организации образовательного процесса в дошкольной организации. Отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и ребенка. Планируется в соответствии с требованиями ФГОС ДО .
В процессе совместной деятельности происходило интеграция следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
С помощью системы интегрированных занятий можно избежать перегрузок детей, сохранив их психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. У ребенка есть возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, в игровой форме обогатить свой словарь, сформировать грамматическую структуру речи, а главное, развить коммуникативные умения (свободно высказывать мысль).
Актуальность
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную.
В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Ребенок, поступающий в школу, должен владеть навыками словоизменениями и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и. т.д. Поэтому начинать работу нужно с дошкольного возраста, т. к. именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 – 6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.
В старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта), описать планирование предполагаемого проекта, привести определённые доказательства.
Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.
Воспитаннику старшей группы понятны общепринятые нормы речевого общения. С целью установления контактов он активно использует приветствие, просьбу, обращение по имени (или по имени и отчеству), выражает благодарность и т.п.
Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.
Возраст 5 – 6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.
Содержание и формы работы по речевому развитию старших дошкольников.
Развивать монологическую речь (описание, рассуждение, объяснение).
Развивать умение использовать речь как средство познания – поиск ответов на вопросы.
Способствовать овладению компонентами грамотной речи.
Технологическая карта
Организации непосредственно-образовательной деятельности
Квест-игра в старшей группе на тему «К нам весна шагает»
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать зрительную, слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательно развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками. Чтение стихотворений и рассказов о весне. Загадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
Материал и оборудование: Картинки с изображением признаков весны. Фигуры-картинки, животных, солнца, птиц, дерево с гнездом, скворечник. Посылка, колокольчик, ленточки голубого цвета, цветок, ИКТ. Запись звуков.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I этап Вводный (организационный) | - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. | Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей | Дети выражают различные эмоции. Вступают в диалог, выражают собственные мысли, обобщают. Выстраивают речевое взаимодействие со взрослым | Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой. |
II этап Основной Актуализация знаний | - Ребята, сегодня нам почтальон принес посылку. Здесь написано: Марианне Артуровне и детям старшей группы «Радуга» детского сада. А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте. Открываю, там солнышко без лучиков. Проблемная ситуация Заворчал и зажурчал.
А мы посмотрим, куда побежит первый ручей. Ребята, давайте все вместе скажем слова: «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи». (За конец ленты придерживая, раскатываем первый рулончик – к первой проталине). 1. Снег стал темный, грязный, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Включить звук 2. Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки.
- Какие бывают птицы ? (Задаём наводящие вопросы - Зимующие и перелетные). «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи» Вот и третья проталинка. А что это на проталинке? (цветок) «Ах, как пахнет» (предложить понюхать, глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться- несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!») (бросаем четвертую ленту-ручеек в сторону четвертой проталинки, на проталинке и около проталинки стоят фигуры животных, на проталинке небольшой кустик). | Выявление знания- незнания. Стимулирование общения, любознательности детей. Поддержка детской инициативы. Создает проблемную ситуацию. Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, вырабатывания правильного ритмичного дыхания. Повышать работоспособность, предупреждать переутомление. Укрепление организма. Нормализация мышечного тонуса. | Отвечают на вопросы , отгадывают загадки. Выполняют задания. Проявляют интерес. Выполняют дыхательную гимнастику. Выполняют физкультминутку | Внимательно слушать, активно обсуждать, выполнять задания, вступать в диалог, отвечать на вопросы. Продолжать развивать речевой аппарат, дыхательную мускулатуру. |
III этап Заключительный Рефлексия | - Ребята, помогли мы солнышку? А как мы нашли все лучики? (Мы рассказали о признаках весны, отгадали загадки про птиц, знаем много перелетных птиц, узнали звуки весны, рассказали о повадках животных весной) (Можно спросить, что нового, интересного узнали). | Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. | Самоанализ детей. Дети делятся впечатлениями | Испытывают чувство успешности, удовлетворенности. Соотнесение результата и намеченных целей. |
Список литературы
- «От рождения до школы «. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой Москва, 2020.
- «Развитие речи в детском саду». В.В. Гербова, Москва, 2020г.
- «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина, Москва, 2005г.
- «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Москва, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «К нам весна шагает быстрыми шагами», ч.2
Планирование на неделю по теме "Весна", ч.2...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему :"К нам весна шагает"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "К нам весна шагает"...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе на тему «К нам весна шагает»
Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе на тему «К нам весна шагает»...