Роль дидактических игр для развития речи дошкольников
статья по развитию речи

Любасенко Наталья Федоровна

В статье представлены виды дидактических игр, особенности их проведения, их роль для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических  игр  для развития речи дошкольников

   Игра - основной вид деятельности ребенка.  В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Каковы же виды дидактических игр?

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом),  словесные и  настольно – печатные.

Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр заключается  в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Игры - типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи.

С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Игры - типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать или разгадать загадку, составить  рассказ.

Игры с куклой. Основная цель этих игр - закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла пришла в гости», «Напоим кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах,  по продолжительности как целое занятие.

          Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр -  научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Необходимо также продумать место, где будет проводиться эта игра: за столом, на ковре, на улице (в зависимости от того,  какой материал будет использоваться).

В любом случае, если даже игра обучающая,  она должна оставаться игрой, имея образовательные задачи. Перед проведением игр необходимо продумать, как будет протекать игра. Нужно использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие.

         

       Словесные игры построены на словах и действиях.  В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте,  когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут - это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Особое внимание воспитателю нужно уделить такому моменту, как продумывание действий и слов в случае затруднения детей.

Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании. Ценно и то, что в процессе таких игр дети объединяются, учатся договариваться, что способствует сплочению, установлению дружеских отношений.

Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения, и формой обучения,  и самостоятельной игровой деятельностью.  В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи детей: любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Надо отметить, что кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...

“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”

От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей....