«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
материал

Жидкова Елена Васильевна

Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_-_kopiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Любая программа по развитию речи в детском саду определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе, где ведущая деятельность дошкольников – игровая.                                         Именно благодаря игровой деятельности можно повысить речевой уровень детей, развивать активный словарь.                                                                            Задачи:

  • Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
  • Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
  • Совершенствовать разговорную речь.
  • Обогащать словарь.

У детей дошкольного возраста необходимо
расширять запас слов за счет:

  1. Названий предметов, качеств, действий;
  2. Активизации словаря;
  3. Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
  4. Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный-слабый, быстрый – медленный);
  5. Формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый-радостный, прыгать-скакать);
  6. Использование слов, обозначающих материал (дерево, стекло);
  7. Осмысливания образных выражений в загадках.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.)
  2. Настольно-печатные игры
  3. Словесные игры
  • Каждая игра развивает культуру речевого общения;
  • Воспитывает нравственные качества;
  • Формирует этические представления и нравственные чувства.

  1. Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Кроме предметов практического жизненного значения, существует еще категория предметов, имеющих в жизни детей особого значения. В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?» и др., «Разложи листья по убывающей величине». Также можно организовать их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

  1. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам:                                          предметные картинки, парные картинки, лото, домино.                                                   В ходе таких игр развивается память, закрепляются знания о количественном и порядковом счете, обогащается, активизируется словарь, развивается воображение, творчество.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.                       Например, сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. 

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх мы ставим обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

  1. Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

Словесные игры условно можно разделить на 4 группы:

  1. Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Когда это бывает?»
  2. Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять:
    «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
  3. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает» «Верно ли это?»
  4. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

Очень интересными для развития словаря являются игры-предположения: «Что было бы…?, «Что бы я сделал», «Кого бы выбрал в друзья?»                                                                                                                Помните, что у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.  Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В работе можно использовать другие виды дидактических игр:

  • Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
  • Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Таким образом, использование дидактических игр, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  Необходимо помнить, что развитие
в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Роль дидактических игр для развития речи дошкольников

В статье представлены виды дидактических игр, особенности их проведения, их роль для развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...

“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”

От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей....

Роль дидактических игр для развития речи дошкольников

  Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой ...