Роль дидактических игр для развития речи дошкольников
статья
Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov2.docx | 453.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр для развития речи дошкольников.
Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок). При сохранении эмоционально – положительного отношения детей к заданию, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Это имеет большое значение при развитии речи у дошкольников.
Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
- Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Проведение дидактических игр включает:
– ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
– объяснение хода, а правила игры;
– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
– определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;
– подведение итогов игры.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение и анализ.
Дидактическая игра «Протяни дорожку»
Цели создания пособия: развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, связной речи, формирование культуры общения, формирование умения классифицировать и обобщать предметы
Задачи:
- развитие мелкой моторики, целенаправленности действий;
- формирование зрительно-двигательной координации;
- развитие прослеживающей функции глаз;
- формирование чувства пространства на микроплоскости;
- развитие мыслительных процессов;
- развитие речевых компонентов;
- закрепление знаний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПОСОБИЯ
Данное пособие может использоваться во время образовательной деятельности, в режимных моментах, для индивидуальной работы с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний.
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Игру могут использовать как воспитатели, так и родители.
С помощью пособия возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка.
Данная игра позволяет осуществить еще одну немаловажную задачу - проверку выполнения задания. Ребенок с помощью взрослого и самостоятельно может наглядно соотнести дорожки с листом проверки.
Использование данного пособия в совместной деятельности с детьми поможет превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего образовательного процесса, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей, таких как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Игра воспитывает в ребенке культуру логического мышления. Способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, умение соотносить предмет и его очертания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...
Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....
Роль дидактических игр для развития речи дошкольников
В статье представлены виды дидактических игр, особенности их проведения, их роль для развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников
Из опыта работы...
“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”
От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей....