Роль дидактических игр для развития речи дошкольников
статья

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

    Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov2.docx453.79 КБ

Предварительный просмотр:

                     Роль дидактических игр для развития речи дошкольников.

    Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок). При сохранении эмоционально – положительного отношения детей к заданию, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Это имеет большое значение при развитии речи у дошкольников.

     Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода, а правила игры;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

– определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

– подведение итогов игры.

     Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.

   Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение и анализ.

                      Дидактическая игра «Протяни дорожку»

Цели создания пособия: развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, связной речи, формирование культуры общения, формирование умения классифицировать и обобщать предметы

Задачи:

- развитие мелкой моторики, целенаправленности действий;

- формирование зрительно-двигательной координации;

- развитие прослеживающей функции глаз;

- формирование чувства пространства на микроплоскости;

- развитие мыслительных процессов;

- развитие речевых компонентов;

- закрепление знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПОСОБИЯ

Данное пособие может использоваться во время образовательной деятельности, в режимных моментах, для индивидуальной работы с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний.

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Игру могут использовать как воспитатели, так и родители.

     С помощью пособия возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка.

Данная игра позволяет осуществить еще одну немаловажную задачу - проверку выполнения задания. Ребенок с помощью взрослого и самостоятельно  может наглядно соотнести дорожки с листом проверки.

Использование данного пособия в совместной деятельности с детьми поможет превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего образовательного процесса, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.  Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей, таких как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Игра воспитывает в ребенке культуру логического мышления. Способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, умение соотносить предмет и его очертания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Роль дидактических игр для развития речи дошкольников

В статье представлены виды дидактических игр, особенности их проведения, их роль для развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...

“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”

От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей....