Проект "Весна-красна пришла"
проект по развитию речи (старшая группа)
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
Сроки реализации проекта: март, апрель, май
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesna-krasna_prishla_krylova_ishmuhametova.docx | 214.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Аленушка» с. Варны
ПРОЕКТ
«ВЕСНА –КРАСНА ПРИШЛА»
(среднесрочный проект для детей старшей подготовительной к школе группы)
Авторы проекта: воспитатель Крылова Олеся Петровна
педагог-психолог Ишмухаметова Татьяна Фаридовна
с. Варна – 2021г.
Актуальность
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
Сроки реализации проекта: март, апрель, май
Цель проекта: ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
- расширить представление о сезонных изменениях в природе;
- углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период;
- развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
- воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы своего края
Гипотеза образовательного проекта:
Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу.
Методы проекта:
Наглядные: наблюдения, экскурсии, энциклопедии, фотографии, картины, книги, диафильмы, мультемедийные презентации.
Словесные: Беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры
Творческие: Аппликации, рисунки, пластилинография
Беседы:
- «Весна - красна!»
- «Кто больше радуется весне?»
- «Первоцветы»
- «О чем поют весенние птицы?»
Творческая деятельность:
- Конструирование из бумаги: «Скворцы», «Бабочки», «Кораблики»
- Лепка: «Птицы», «Насекомые»
- Рисование: «Скворцы прилетели», «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы»
Аппликация: «Ветка мимозы», «Букет цветов»
- Взаимодействие с родителями: сбор иллюстраций, картинок, придумывание, составление загадок о весне для альбома «Весна». Создание выставки: «Скворечники и кормушки для птиц », создание книжки-малышки «Перелетные птицы весной»
- Чтение художественной литературы: изучение энциклопедий, чтение произведений А. Плещеев «Уж тает снег…», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа», Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Коммуникация:
-Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март»
Музыка:
Слушание П.И.Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»;
Разучивание песен о весне
Игры для свободной деятельности:
Дидактические игры:
- «Подбери слово»
- «Кто, где живет?»
- «Назови растения»
- «Угадай животное»
- «Чей листок?»
- «Где растет?»
Сюжетно ролевая игра:
- «На даче»
Режиссерская игра «Изобрази животное, а ты угадай»
Исследовательская деятельность:
- посадка лука «Огород на окне»;
- посев семян цветов для рассады;
- наблюдение за ветками деревьев;
- эксперименты с водой, испытание корабликов
На заключительном этапе:
Выставка детского творчества «Весна глазами детей»
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
-Дети подготовительной группы
-Родители воспитанников (совместная деятельность)
-Педагог-психолог
-Воспитатель группы
- Информационное обеспечение:
- Видео,презентации
-Энциклопедии, книги, иллюстрация картин
- Материально-техническое обеспечение.
-Фотоаппарат;
- Ноутбук;
-Экран;
-Проектор.
-Магнитофон
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего
сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей
весной;
- расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
- продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего
весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать
свои впечатления в художественно- творческой деятельности;
- познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;
- чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне;
-развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми
словами и выражениями;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель,
цветные карандаши, аппликация, лепка);
- способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной
активной деятельности;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и
животных.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях);
2. Сформировать представления о сезонных изменениях;
3. Развивать умения вести сезонные наблюдения;
4. Поддерживать речевое общение, отвечать на вопросы;
5. Иметь представление о правилах безопасного поведения на природе в весеннее время года.
Разработка проекта:
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы: атрибуты для игровой,
театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал,
художественную литературу по теме «Весна».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Подборка игр, литературы по проекту. Создание дидактических игр, презентаций о весне, о перелетных птицах.
• Дидактические игры :«Когда это бывает», «Что сначало, что потом».
Речевые игры:
- «Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное: весенний – ветер, звон,
дождь, шум, месяц и т. д.);
- «Чей хвост?» (образование однокоренных слов: у медведя- медвежий, у зайца – заячий, у волка –
волчий, у лисы – лисий и т. д.);
- «Один – много» (дождь – дожди, ручей – ручьи, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, насекомое –
насекомые и т. д.).
Пальчиковые игры:
- «Цветок»;
- «Капель».
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц».
Познавательное развитие
• Тематические занятия «Весна – красна пришла ».
• Знакомство с весенними признаками.
• Тематическое занятие «Перелетные птицы»
Речевое развитие
• Составление творческих рассказов на тему «Весна - красна».
• Чтение художественной литературы на тему «Весна»: стихотворения о весне из
новогодней сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршак; рассказ «Подснежники» С. Вангели;
стихотворение «Салют весна» З. Александровой.
Заучивание стихов о весне:
- А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»
- С. Маршак «Апрель»;
- Е. Серова «Подснежник»;
• Беседы на тему «Весна», «Весенние радости», «Солнечная капель».
Продуктивная деятельность
• Пластелинография на темы «Расцвели любимые цветы».
• Коллективная работа оригами «Перелетные птицы»
Работа с родителями
• Консультация «Одень по сезону», «Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период».
Презентация «Весна», «Перелетные птицы»
II Основной этап проекта
Образовательная область | Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность Трудовая деятельность Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки. Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе. Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады. Дежурство в уголке природы. Формирование основ безопасности: Беседы: «Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые» Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых». Дидактические игры: «Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д. Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай». Игры-драматизации: «Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха». |
Физическое развитие | Совместная деятельность Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим». Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка», «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц», Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза». Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон». Дыхательная гимнастика: «Цветы», «Ветерок». Гимнастика для глаз: «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик». Динамические паузы: «Цветок», «Солнце». |
Познавательное развитие | Непосредственно – образовательная деятельность Познавательно – исследовательская деятельность «Экологическая тропа весной». «В гости к хозяйке луга». ФЭМП «Весна пришла». Совместная деятельность Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря. Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам. Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами. Наблюдения: - за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет); - за небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким); - за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду); - за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают); - за трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать); - за цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула); - за птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны); - за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых). - за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек); - за набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу; - за растениями «Огорода на подоконнике»; - за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий). Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе». Беседы: «Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель». |
Художественно-эстетическое развитие | Непосредственно – образовательная деятельность Изобразительная деятельность Рисование: «Нарисуй картинку про весну». Лепка: «Птички клюют зёрнышки». Музыкальная деятельность Слушание: П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок» Пение: «Весенний привет» Совместная деятельность Изобразительная деятельность Рисование «Весеннее настроение» - ниткопись; «Грачи прилетели» способом тычкования; «Расцвели одуванчики» - тычкование полусухой жёсткой кистью; Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов. Лепка «Божья коровка» из солёного теста; «Жуки» лепка + природный материал. Аппликация «Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования. «Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток. Конструктивно-модельная деятельность «Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта); «Домик для птиц» из строительного материала. Музыкальная деятельность Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы. Музыкальные игры «Мы на луг ходили» |
Речевое развитие | Непосредственно – образовательная деятельность Развитие речи Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…» Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю.Кушак «О чём думает одуванчик?». Составление рассказов по картине «Одуванчики». Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна. Труд людей весной»). Совместная деятельность Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых. Беседы: «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной». Чтение художественной литературы Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?». Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик». Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» пер. с молд. В. Берестова. Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище». Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых. |
Работа с родителями | Статья «Как предупредит весенний авитаминоз?» Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке». Изготовление скворечника. |
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.
3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна – красна пришла»;
4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.— М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.
- Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 160 с.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.
- Петрова В.И., Ступник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. - М.: Мозаика – Синтез, 2015–64 с.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика - Синтез, 2006.
- Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.– М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. — М., 2005.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней и старшей группе детского сада – М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.
- Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
(Е. Карганова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
(И. Токмакова)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
(А. Плещеев)
Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
(А. Леонтьев)
Снова нет ручьям покоя —
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один —красивые,
Хоть и очень разные.
(Б. Асаналиса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) в младшей группе «К нам гости пришли, Дорогие пришли…….»
Занятие по художественному творчеству в младшей группе....
Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"
Материал для родителей о весне...
Пришла весна - пришла Победа!
Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".
Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа» Ведущий: Праздник Побед...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Прошли морозы, холода, пришла весна, весна пришла!!!».
Игра-занятие с использованием дидактических игр....
НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...