Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Грибы.Ягоды"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений, развитие диалогической речи, связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание; уточнение и пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; упражнять в согласовании числительных с существительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_griby.yagody.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Грибы.Ягоды.»
Цели: Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений, развитие диалогической речи, связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание; уточнение и пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; упражнять в согласовании числительных с существительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок.
Оборудование: предметные картинки с изображением съедобных, несъедобных грибов, текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картинки к тексту (О.С.Гомзяк); предметные картинки с изображением ягод, схема описания ягод.
Ход занятия
I. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
II. 1. - Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал Валентин Катаев.
2. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы» с последующим подробным обсуждением.
Грибы
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.
- Ага! — кричит Женя. — Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в стороне и помалкивает.
- А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, — говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.
- Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
- Как повели себя Женя и Павлик?
- А Инночка?
- Как вы оцениваете их поступки?
- Кто больше насобирал грибов?
- Какие грибы оказались в корзине у Павлика?
- А у Жени?
- Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
- Что увидела мама в ее корзинке?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
Логопед анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и следит за звукопроизношением.
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
6. Физкультминутка. «По грибы»
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Боровик нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идем искать опять. (В.Волина) | Наклоны вперед, руки касаются носков. |
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
7. Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
III. 1. «Звуковой анализ»
Логопед показывает картинки с изображением ягод, дети называют названия ягод, определяют первый и последний звук в названиях ягод.
2. Работа со схемой. Дети знакомятся со схемой для описания ягод. Опираясь на схему, сначала составляют вместе с логопедом коллективный рассказ о какой-либо ягоде, а затем - собственные загадки-описания.
3. - Скажите со словом «ягодный»: кисель, варенье, компоты, джем, повидло, начинка, мармелад, мороженое, соки.
- Какие соки делают из ягод? (Вишнёвый, смородиновый, клубничный, облепиховый.)
4. - Варенье из малины (какое?) - малиновое, из ежевики, вишни, смородины, клубники, земляники, клюквы, облепихи, черники.
5. «Отгадай загадку».
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) | На лесной полянке Красуется Татьянка - Алый сарафан, Белые крапинки. (Земляника) | Долгоножка хвалится: - Я ли не красавица? А всего-то косточка Да красненькая кофточка! (Вишня) |
Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка: Куст в комочках, будто ёж, Вот и назван... (ежевика) | Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква) | Зелен да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвёшь - Всю руку обдерёшь. (Крыжовник) |
Чёрных ягод пышный куст - Хороши они на вкус! (Смородина) |
- О чём были загадки?
IV. Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили?
- Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор?
- Куда ходили дети?
- Кто был самым лучшим грибником?
- Какие грибы нельзя класть в корзинку?
- Чей рассказ вам больше понравился и почему?
- О каких ягодах мы сегодня говорили?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы! Не забудьте дома рассказать историю о детях родителям, сестренкам и братишкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Красивой речи» образовательная область «Речевое развитие»Цель:...