«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
1. Учить детей, составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), отвечать полным предложением.
2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.
3. Воспитывать доброе отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.
Наглядные: показ, рассматривание.
Словесные: беседа, повторное проговаривание, рифмование.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами настроимся на занятие:
«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,
Слушаем внимательно, смотрим обязательно,
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем!»
Ребята, скажите какое время года у нас наступило?
Дети: (ответы детей)
Я нашла фотографии с наших осенних прогулок и решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие тёплые и интересные у нас были прогулки. Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на наше осеннее дерево, на нем лежит письмо. Давайте посмотрим, кому оно пришло. Здесь написано
«Детям группы Ромашка» Давайте его прочитаем?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Здесь написано, что осень скоро закончиться, но она не хочет от вас уходить и хочет с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень»
А вы ребята, хотите поиграть с осенью?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики.
Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами фотография, надо узнать, что осень здесь спрятала?
Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»
Что же изображено на этой фотографии?
Дети: (ответы детей) Листья осенью (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают.
Воспитатель:
Задание 2. «Часто дуют холодные ветра». Опишите, какой ветер?
Дети: (ответы детей) Холодный, пронизывающий, сентябрьский, октябрьский.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру:
«Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».
Хорошо, молодцы.
Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».
А что нарисовано здесь?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Солнце осенью, какое?
Дети: (ответы детей) (тусклое, неяркое).
Воспитатель: Осенью солнце (что делает).
Дети: (ответы детей) (греет, светит).
Воспитатель: А какое небо осенью?
(хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное).
Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».
Ребята, что происходит с водоемами в конце осени?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Осень хочет узнать, как мы умеем играть.
Игра с мячом «Скажи наоборот»:
Осенний-весенний
Холодный-жаркий
Твердый-мягкий
Злой-добрый
Чистый-грязный
Высокий-низкий
Легкий-тяжелый
Сильный-слабый
Сухой-мокрый
Хорошо, Молодцы!
Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».
Воспитатель: Какие плоды собирают осенью?
Дети: (ответы детей)
Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»
Воспитатель: А какие птицы улетают от нас. А какие остаются?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь.
Задание 7 «Люди одели теплые вещи». Какие?
Дети: (ответы детей) (шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)
перчатки
Задание 8 «За что я люблю осень?»
Игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесли.
Что? Скажите наугад!
Ну конечно. (листопад)
Сапоги надеть нам нужно:
От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)
И осенью зеленый весь
Стоит густой, сосновый (лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью (пальто)
Мы у рыжих листьев
Потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил?
Отвечают: - … (Осень)
Летом от жары спасает
Легонькая шляпка,
Осенью нас согревает
Вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых
Свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы -
Серебристый… (дождь)
Воспитатель: Ребята, мы с вами фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.
Рассказ воспитателя Осень.
Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем, теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).
Рассказ ребенка по таблице.
Воспитатель: Ребята, что же было интересного в нашем путешествии?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что помогло нам составить рассказ об осени?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....
План – конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Составление описательного рассказа об осени, по плану – схеме»
Формировать умение детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схему...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Составление описательного рассказа об осени по мнемо таблице....
«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
Занятие, как нужно использовать мнемотехнику в составлении описательного рассказа....
Конспект педагогического мероприятия "Составление описательных рассказов об осени"
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы. ННОД направлено на создание условий для развития способностей детей в освоении темы. Данное занятие направлено на приобрет...
"Посуда". Составление описательного рассказа о посуде с использованием мнемотехники.
Конспект занятия показывает использование мнемотаблиц для развития словаря в рамках лексической темы «Посуда», навыка составления предложений и составления описательного рассказа по ...
Фронтальное занятие "Составление описательного рассказа «Поздняя осень» с опорой на план-схему"
Фронтальное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста об осенних изменениях в природе...