Особенности развития речи у детей в раннем и дошкольном возрасте
статья по развитию речи

Андреева Ирина Александровна

 В статье представлены этапы формирования речи ребенка  в раннем и дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у детей   в раннем и дошкольном возрасте

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

 Для нормального  становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени и зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых впечатлений, не создана обстановка , способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое  развитие.
            Большое значение для развития речи является психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а также его физическое состояние.

Существуют основные этапы развития речи:

  1. Крик
  2. Гуление
  3. Лепет
  4. Простейшие и звукоподражательные слова
  5. Простейшие фразы
  6. Развернутые фразы

А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

1-подготовительный – до 1 года;

2-преддошкольный этап первоначального овладения языком- до 3 лет;

3-дошкольный- от 3 до 7 лет; 

4-школьный.       

1 этап-подготовительный.

Особенности речевого развития до 1 года

Первый КРИК своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок символизирует о состоянии дискомфорта.

 Развитие речи начинается у ребенка с 2 месяцев.  Возрастом от 2 до 5 месяцев специалисты называют ПЕРИОДОМ ГУЛЕНИЯ. В это время он активно гулит, произносит на распев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «ава», «угу», «аха». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослыми. Разговаривая с крохой, взрослые стимулируют его речевое общение.

В 2,5-3 месяца у ребенка появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

К В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослыми. Малыш радостно стучит ножками, машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращения.

К 5-6 месяцам малыш начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем как мы произносим звуки и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодию, интонацию.

 И примерно с 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается лепетное декламирование. Ребенок произносит цепочки слов с разными интонациями.

 К 10 месяцам малыш научается понимать и произносить слова «ДА», и «НЕТ», сопровождая их сопутствующими жестами. В это же время  появляются реакции слова.

К году в его словаре появляется уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «ко-ко», «биби» и т.д.

2 этап-преддошкольный

Особенности речевого развития до 3 лет.

В этот период ребенок охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

У ребенка появляется автономная речь: ребенок начинает говорить на собственном, своеобразном языке, который отдаленно напоминает язык взрослых. Прежде всего «детские» и «взрослые» слова различаются по своему звуковому составу.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет и просьбу, и чувства. Например, слово каша может обозначать разные моменты вот каша, дай кашу, горячая каша.

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама дай сок», «Мишка сидит». Появляются первые прилагательные «хороший-хаёси», «плохой-пахой», «большой-басёй», «маленький-маикий».

На протяжении 2-3 года жизни у ребенка идет бурном развитии словарного запаса: К 1г. 6 мес.-10-15 слов;

К концу 2 г.-300 слов;

К 3 г.- около 1000 слов.

К 2 годам дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

К концу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом –примитивными фразами  без согласования («Мама, пить мамуле Тата»- Мама, дай  Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Ребенок запоминает и рассказывает небольшие стишки. Постепенно исчезает физиологическое смягчение согласных звуков. Ребенок правильно произносит гласные и простые согласные звуки(б,бь,п,пь,м,мь,т,ть,н,нь,к,кь,г,гь,вь,в,ф,фь). Строит простые предложения.

Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Но  если речь  ребёнка и к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

3 этап дошкольный от 3-7 лет

Особенности речевого развития от 3-4 лет

1. Словарь:  На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря- как активного так и пассивного. Активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их сам.

2. Грамматический строй речи: Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3,4). Постепенно фраза увеличивается. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).

3. Звукопроизношение:  

  • Согласные звуки произносятся смягченно («лезецька»-ложечка).
  • Свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»-собака, «амок»-замок); заменяются: с-ф  («фобака»-собака), з-в («вамок»-замок),  с-т (тобака»-собака), з-д («дамок»-замок), ц-т («тветок»-цветок).
  • Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в («зук», «вук»-жук), ч-ц,ть («оцки», «отьки»-очки), щ-сь,ть («сетка», « тетка»-щетка).
  • Звуки л-р пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяются звуками ль («лямпа»-лампа, «люка»-рука), й («ямпа»-лампа, «юка»-рука).

Особенности речевого развития от 4-5 лет

1.Словарь.

К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-царапнул).

2.Грамматический строй речи.

Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной.  

3. Звукопроизношение.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

-исчезает смягченное произношение согласных звуков;

-многие звуки произносятся более правильно и четко;

-исчезает замена шипящих и свистящих звуков  звуками ;

-исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Особенности речевого развития от 5-6 лет

1.Словарь.

К пяти годам  запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный  малознакомые слова ( экскаватор).

2.Грамматический строй речи.

У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных , а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи.

3. Звукопроизношение.

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков  в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой.  

Особенности речевого развития от 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

1.Словарь.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету.

2.Грамматический строй речи.

В этом возрасте дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок. Слоговая структура полностью сформирована. Ребенок владеет навыками словобразования и словоизменения.

3. Звукопроизношение.

К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков

4  этап- школьный

Особенности речевого развития от 7-17 лет

Главной особенностью развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

ВЫВОД:

            Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

-психически и соматически здоровым;

-иметь нормальные умственные способности;

-богатая социальная и развивающая среда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

Особенности развития речи у детей в раннем и дошкольном возрасте

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспит...

Технологическая карта с развивающей структурой НОД по познавательному развитию в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с НР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект  по познавательному развитию  в средней группе на тему "Развитие речи у детей с НР среднего дошкольного возраста" Тема занятия "Зи...

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....

Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)

Сборник дидактических игр  по развитию речи у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...