Сборник игр и упражнений «Вместе играем - речь развиваем» на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста (для педагогов и родителей)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных моментах образовательной деятельности. В сборнике представлены словесные дидактические игры для развития речи, пальчиковые игры, упражнения на развитие координации речи с движением. Материалы сборника могут использоваться как часть занятия по развитию речи. Пособие может быть рекомендовано родителям, а также студентам педагогических специальностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сборник игр и упражнений
«Вместе играем - речь развиваем»
на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
(для педагогов и родителей)
В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных моментах образовательной деятельности. В сборнике представлены словесные дидактические игры для развития речи, пальчиковые игры, упражнения на развитие координации речи с движением. Материалы сборника могут использоваться как часть занятия по развитию речи. Пособие может быть рекомендовано родителям, а также студентам педагогических специальностей.
Содержание.
1.Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи и отклонениями в её развитии.
2.Обращение к воспитателям и родителям.
3.Рекомендации по организации дидактических игр.
4.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Осень».
5.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Зима».
6.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Весна».
7.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Лето».
8.Литература.
1.Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи и отклонениями в её развитии.
Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте он достигает определенного уровня развития, который позволяет ребёнку обучаться в школе.
Однако, развитие речи детей логопедической группы носит несколько отличный характер от развития речи детей обычной дошкольной группы. Речь воспитанников логопедической группы имеет нарушенное развитие всех компонентов. Словарь детей не соответствует возрастным нормам, что иногда затрудняет понимание обращенной речи. Отмечаются грубые ошибки в употребление грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры слов и звукопроизношения.
У детей с нормальным развитием речи быстрее развиваются навыки звукового анализа, чем у воспитанников логопедической группы. Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких её элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. Умение ребёнка осознанно и правильно пользоваться этими элементами развивается с помощью специальных упражнений, а также путем постоянного контроля за речью детей со стороны взрослого. В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребёнка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Обогащения словаря детей-логопатов осуществляется благодаря специально созданным условиям коррекционной работы. Затруднительным для детей –логопатов является построение и подбор слов для построения фразы, что не составляет труда для детей с нормальным речевым развитием.
У старших дошкольников происходит обогащении речи разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений. Дети легко дают толкование слов причем, каждое толкование показывает, насколько глубоко дети понимают значение слова-как прямое, так и переносное. Что не происходит у детей с нарушениями речи без вмешательств со стороны воспитателей и специалистов.
В речи детей появляются разнообразные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Происходит развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью. Предложения детей – логопатов характеризуются скудностью и простотой высказываний. Качественные изменения происходит в развитии связной речи. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. Что не наблюдается у детей логопедической группы.
Ребёнок старшего дошкольного возраста подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность, воображение, его устойчивость и активность. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, ребёнок способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Речь детей с нормой речевого развития может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, от содержания речи детей с речевыми нарушениями. Происходят качественные изменения во всех её сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Детям с нарушениями речи для достижения уровня речевых навыков детей с нормой необходима комплексная помощь специалистов и родителей.
2.ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ.
Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.
Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша.
Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словесные дидактические игры помогают развивать как видовых, так и родовых понятий, освоение слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры-эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические словесные игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью. Дети, играя, усваивают знания, учатся культуре общения.
В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:
Обогащение словаря
Формирование грамматической культуры
Формирование звуковой культуры
Оформление связной речи
Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:
• Значительно увеличивают словарный запас;
• Способствуют развитию связной речи;
• Учат составлять рассказ;
• Позволяют формировать правильное произношение звуков;
• Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире. Они не требуют специальных дорогостоящих материалов. А в словесные игры можно играть в любом месте. Главное в таких играх – владение речью. Если родители с ребенком едут в транспорте или стоят в очереди, то в это время могут поиграть в данные игры. Тогда время будет проведено с огромной пользой.
Применение дидактических игр в работе с детьми логопатами значительно повышает эффективность коррекционной работы по развитию речи. В ненавязчивой форме ребёнок осваивает новые слова, речевые обороты, проявляет себя.
В нашем сборнике представлены преимущественно словесные дидактические игры, пальчиковые игры, упражнения для развития координации речи с движениями.
Сборник игр может применяться воспитателями в процессе организации образовательной деятельности с детьми, в том числе, и как часть занятия по образовательным областям «Развитие речи» и «Социально-коммуникативное развитие», а также рекомендован родителям с целью совместного проведения развивающих игр.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
(Рекомендации педагогам.)
Организация дидактических игр с целью развития речи педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры с целью развития речи детей дошкольного возраста входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала.
Таким образом, руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
4.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Осень.»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Пересказ рассказа «Осень»
После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Пальчиковые игры по теме «Осень». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Осень»
Разбросала осень листья, (Раскрывать и закрывать кулачки.)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыривают пальцы.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (Спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер.)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Пальчики «шагают» по столу.)
«Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (Дуем.)
Все листочки с веток сдул. (Пошевелить пальчиками и подуть на них.)
Полетели, закружились и на землю опустились (Помахать ручками в воздухе.)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (Постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки.)
Град по ним заколотил, (Щепотью правой руки постучать по левой ладошке.)
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулачком правой руки по левой ладошке.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперёд- назад.)
Одеялом их накрыл. (Положить правую ладонь на левую.)
«Осень»
Ветер по лесу летал, (Делаем плавные, волнообразные движения кистями рук.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на колени.)
Ветер бросил на тропинку.
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (Шагаем пальчиками по столу.)
Стали листья собирать, (Собираем листики в ручку.)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (Хлопаем в ладоши.)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибаем пальчики.)
Можно с ними поиграть (Поднимаем руки вверх, делаем "фонарики.")
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (Растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем
ладошки вместе, затем соединяем пальчики.)
Перелётные птицы на юг улетели; (Машем ручками, как крылышками.)
Голы деревья, пустынны поля, (Разводим ручками.)
Первым снежком принакрылась земля. (Плавно опускаем ручки вниз.)
Река покрывается льдом в ноябре – (Сжимаем ручки в замок.)
Поздняя осень стоит на дворе. (Разводим руками перед собой.)
«Ходит осень в нашем парке»
Ходит осень в нашем парке, (Пальчиками шагаем по столу.)
Дарит осень всем подарки: (Показываем две ладошки, сложенные вместе.)
Бусы красные – рябине, (Загибаем поочередно пальчики.)
Фартук разовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (Прикладываем обе ладошки к груди.)
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся, (Плавные движения кистями рук слева направо.)
Листья нам под ноги плавно ложатся. (Плавно опускаем ручки вниз.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Трем ладошки друг о друга.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаем ручки вверх и плавно ими машем.)
Упражнения на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
«Дождик»
Капля раз, (Прыжок на носках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
«Урожай»
В огород пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками –раза.)
Щавеля нарвём немножко («Рвут».)
И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся.)
«За грибами»
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе.)
Белочки скакали,
Рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Скачут стоя), «срывают» грибы.)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Идут в развалку, в конце топают правой ногой.)
«Осенью»
Осенью дожди идут, (Дети совершают поочередные помахивающие движения кистями и пальцами рук.)
Часто небо хмурится. (Произносят текст с хмурым выражением лица.)
Пригодятся сапоги, (Показывают двумя руками сапоги на ногах.)
Плащ и зонт на улице. (Опуская руки вниз, под углом к туловищу, изображают плащ и «держат двумя руками за ручку зонт».)
Лист желтеет, опадает (Поднимают руки вверх и, медленно опуская их вниз, присаживаются на корточки.)
И всю землю покрывает. (Проводят ладонями рук слева направо параллельно полу. Встают на ноги.)
Вянут травы и цветы, (Расслабляют верхнюю часть туловища. Опускают голову на грудь, опускают плечи и руки вниз, медленно присаживаются на корточки.) Засыпают до весны. (Кладут руки под щеку.)
5.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Зима, зимние развлечения.»
«Собери снеговика»
Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
«Наоборот»
Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
«Что зимой бывает»
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года
«Снежинки»
Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
«Что прячется за сугробом»
Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
«Когда это бывает».
Цели: Учить детей называть времена года по их признакам.
Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.
- Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
- Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
- Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
- Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
«Отгадай по описанию»
Цели: Учить детей называть времена года по из признаков.
Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года.
Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.
Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.
«Подбери слово»
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
Пластические этюды
Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"
* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).
* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?
* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?
* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.
*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной ... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка ... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек ... .
* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"
* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение (нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
• «Придумай слово». Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегопад — снежный — снежище — Снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.
• «Что делает? «Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
Педагог уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.
• «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.
Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».
• «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Пальчиковые игры по теме «Зима». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному.)
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками.)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг.)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую.)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком.)
«Маленький Егорка»
Маленький Егорка (Средним и указательным пальцами.)
Топает по горке, (Правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча.)
Взял саночки, (Кулачек правой руки кладем на плечо.)
Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (Скатываемся вниз как с горки)
«Мы во двор пришли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами.)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались имитируем движения по тексту.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.)
«Снеговик»
Мы слепили снежный ком. (Лепим двумя руками комок,)
Шляпу сделали на нем. (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,)
Нос приделали и вмиг, (Приставляем кулачки к носу,)
Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)
«Пришла зима»
Пришла зима. (Развести руки в стороны, показывая вокруг себя.)
Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и поежиться.)
Ударили морозы. (Стукнуть правым кулаком по левой ладони.)
Реки покрылись льдом. (Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны.)
Пошел снег. (Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными
движениями, не спеша, опускать их вниз.) Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, (Изобразить сугробы.)
На дома, (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».) На деревья, (Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы
растопырить, изобразив ветви дерева,
На людей. положить руки себе на голову.)
Упражнения на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом,
Кати по снегу свой снежок. изображая, что катят перед собой снежок.)
Он превратится в толстый ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком. (Рисуют снеговика из трёх кругов разного размера.)
Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)
Но солнце припечёт слегка – (Медленно приседают.)
Увы! – и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками.)
«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
(Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.)
Стоит наша баба, у самых ворот.
(«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.)
Никто не проедет, никто не пройдёт.
(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)
Знакома она уже, всей детворе,
А Жучка всё лает:
«Чужой во дворе!»
(Идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка.)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет. (Изображают ходьбу на лыжах.)
А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Падают.)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (Падают.)
И домой мы побежали. (Бегут по круг.)
«С Новым Годом!»
С Новым Годом!
С Новым Годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, кланяются.)
Он из леса мимоходом
Ёлку нам уже принёс. (Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече.)
На верхушке выше веток
Самым ярким, жарким светом (Поднимают руки.)
Пятикрылая звезда. (Опускают руки.)
6.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Весна.»
Игра «О чем сегодня будем говорить?»
Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко падают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла… (Весна)
М. Картушина
Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать её рождение.
Что происходит весной в природе?
Игра «Приметы весны»
Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Предлагаются детям картинки с изображением весенних явлений. (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).
Вы внимательно посмотрели и послушали о приметах весны, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.
Игра «Без чего не может быть весны?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без …(луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без… (грозы).
Весна не может быть без…(майских жуков).
Весна не может быть без…(проталин).
Весна не может быть без…(капели).
Весна не может быть без…(подснежников).
И т.д.
Игра «Назови словечко»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительное с прилагательными.
У логопеда в руках желтые полоски. Он приглашает детей выйти и встать вокруг желтого круга.
В: Перед нами солнышко. Чтобы оно засияло и стало греть, нам нужно сделать лучики. Каждый из вас возьмет у меня по одному лучику и положит на солнышко, сказав о том, какая бывает весна, например,: теплая, ласковая…
Игра «С кем или с чем дружит весна?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме, формировать навык составления предложений с союзом потому что.
Выставляются картинки: снеговик, солнышко, птицы, насекомые, снег, подснежники и предлагает детям сказать, с кем или с чем дружит весна.
Например, весна дружит с птицами, потому что весной птицы прилетают из теплых стран. Весна не дружит со снеговиком, потому что весной он тает.
Игра «Подбери слово»
Цель: подбор существительных к глаголу.
Греет… (солнце)
Тает… (снег)
Журчит… (ручей)
Набухают…(почки)
Капает…(капель)
Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»
Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.
Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.
Сосульки - …капают, тают, падают, висят.
Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.
Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Игра «Весенняя поляна»
Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Предлагается детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
«Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день- весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
«А теперь давайте посмотрим , чего бывает много весной».
(Проводится по картинкам)
Игра « Один - много»
Цель: согласование имен числительных и имен существительных.
Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)
Ручей - ручьи – ручьев.
Дерево - деревья – деревьев.
Туча – тучи – туч.
Проталина – проталины – проталин.
Сосулька – сосульки – сосулек.
Лужайка – лужайки – лужаек.
Почка – почки – почек.
Гроза – грозы – гроз. И т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ручей - (ручеек)
Солнце - ( солнышко)
Гнездо - ( гнездышко)
Лист – (листик)
Птица – (птичка)
Дерево – (деревце) и т. д.
Игра «Наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Снег зимой чистый, а весной …( грязный)
Зимой дни холодные, а весной …( теплые)
Зимой солнце тусклое , а весной …( яркое)
Зимой небо пасмурное , а весной… (ясное)
Игра «Умный словесник»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи.
-Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
(Капель)
-Совсем маленькая капля.
(Капелька)
-Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд.
(Оттепель)
-Место, где стаял снег и открылась земля.
(Проталина)
-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.
(Половодье)
-Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.
(Распутица)
-Небольшой водный поток.
(Ручей)
-А как назвать его ласково?
(Ручеёк)
Игра «Посчитай-1,2,5».
Цель: согласование имени существительного с числительными.
Один ручей – два ручья – пять ручьев.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.
Игра «Найди ошибки»:
Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Предлагается детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, дает возможность ребятам найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).
С.Чешева
Игра «Хлопни в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания.
Произносите слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.
Пригревает, листопад, тает,вьюга, журчит, теплое , ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.
Игра «Скажи правильно»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.
Распускаются почки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
Игра «Почемучка»
Цель: составление предложений с союзом потому что.
Почему тает снег?
Почему бегут ручьи?
Почему журчат ручьи?
Почему набухают почки?
Почему прилетают птицы?
Почему появляются насекомые? И т.д.
Игра «Назови звук»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.
Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.
сильный -… прозрачный -…
радостный -…
Игра «Мой рассказ о весне»
Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Весна
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
Пальчиковые игры по теме «Весна». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Весна
Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу).
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край. (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца).
***
Вот и кончился мороз,
Солнце светит весело.
(Дети трясут кистями рук, соединяют одновременно все пальчики с большими, резко разъединяют.)
А сосулька длинный нос
Над окном повесила.
(Перебирают пальчиками сначала правой, потом левой руки по столу.)
Почему она грустна!
Приближается весна!
(Скрепляют пальчики в замочек – разъединяют, хлопают в ладоши.)
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает. (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
***
К нам Весна лишь заглянула, (Протягивают руки вперед.)
В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу.)
И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз.)
Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся».)
***
Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони.)
Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой.)
Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой.)
Вперед и назад, налево, направо. (Вперед и назад, налево, направо.)
***
С крыши капает капель: (Пальцы стучат по ладошке).
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.) Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп). Солнце припекло сильней. («Солнышко» из ладошек.) И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе).
***
Шаловливые сосульки (Собрать пальчики вместе (щепоткой.)
Сели на карниз. (Положить руки на колени.)
Шаловливые сосульки (Покрутить кистями рук).
Посмотрели вниз. (Опустить голову вниз.)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)
Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
***
Посадили зернышко, (Нажать на центр ладони пальчиком.)
Выглянуло солнышко. (Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.)
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти! (Ладони вместе, руки двигаются вверх.)
Появляются листочки, (Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно.)
Распускаются цветочки. (Кисти разжимаем по очереди.)
Упражнения на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
«Зима прошла»
Воробей с берёзы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик! (Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеёк, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
И не зябнут лапки –
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки –
Чик-чирик! (Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке,
потом – против.)
«Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
«Весна, весна красная»
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Идут в другую сторону.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки,)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу)
«Солнышко»
Солнышко, колоколнышко,
(дети стоят в маленьком кругу, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки)
Ты пораньше взойди,
(поднимают руки вверх, тянутся на носочках – вдох, фраза на вдохе.)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки – выдох, фраза на выдохе.)
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
«Весна пришла»
А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки
Припекло, припекло. медленно поднимают руки.)
И повсюду золото
Разлило, разлило. (Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.)
Ручейки по улице. (Бегут по кругу в противоположную сторону
Всё журчат, журчат на носочках, держа руки на поясе.)
Журавли курлыкают
И летят, летят.
(Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.)
«Грядка»
Я давно весну ждала.
У меня свои дела. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела. (Идут в противоположную сторону.)
Я возьму свою лопатку,
Я пойду, вскопаю грядку. (Остановились, изображают, как копают.)
Мягкой грядка быть должна,
Это любят семена. (Показывают, как рыхлят грядку граблями.)
Посажу на ней морковку
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов. (Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.)
7.Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Лето.»
Игра: «Хлопаем — топаем»
Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход игры. Дети слушают предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть
хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.
Летом птицы улетают на юг.
Летом жарко.
Летом в лесу много ягод.
Летом звенит капель.
Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом животные готовятся к зиме.
Январь — первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.
Игра: «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.
Ход игры. Загадываем детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.
Например:
— Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться... (лето).
—Правильно на картине будет изображено лето.
А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.
Жаркий шар на небе светит,
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя, ... (солнце).
Они легкие, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Каравеллы — ... (облака).
Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
По полям течет... (река).
Он поплачет над садами —
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний... (дождик).
Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный... (мак).
Игра: «Какое слово не подходит?» Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
слова).
Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов и повторить их по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.
Например,:
Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.
Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается
самим подобрать однокоренные слова к заданным.
Игра: «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Предлагаем детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
Например:
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
(душистый) земляника — ...
(тёплый) солнышко — ...
(летнее) дождик — ...
Игра: «Составь предложение из слов»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить
предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Например,:
Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.
Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.
Игра: «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Предлагаем детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;
Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой. После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина. С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
Что появилось в лесу в начале лета?
О чём рассказывают ребята?
Куда они ходят за земляникой?
Как они её собирают?
Что появляется в лесу после тёплых дождей?
О каких деревьях говорится в рассказе?
Пальчиковые игры по теме «Лето». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Лето наступает
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце».)
И на даче отдыхать
(«Домик».)
На лужок
На лужок пришли,
(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом.)
Зайчата, медвежата,
Барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше,
(Руки высоко вверх.)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
(Руки вниз.)
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(Делаем ручками фонарики.)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(Хлопаем в ладоши.)
Гроза
Капли первые упали.
(Указательным и средним пальцами каждой руки постучать по столу.)
Пауков перепугали.
(Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими.)
Дождик застучал дальней,
(Всеми пальцами обеих рук постучать по столу.)
Птички скрылись средь ветвей.
(Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук в воздухе.)
Дождь полил как из ведра,
(Всеми пальцами обеих рук быстро постучать по столу.)
Разбежалась детвора.
(Указательным и средним пальцами обеих рук «побегать» по столу.)
В небе молния сверкает,
(Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию.)
Гром гремит –не затихает.
(Громко похлопать в ладоши.)
Дождь прошел. И снова солнце
Засияло нам в оконце!
Упражнения на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Лето
Лето! Мы идем гулять. (Ходьба на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед.)
Наклонимся до носочков.
Раз – цветок, и два – цветок.
А потом сплетем венок.
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы. (Шаги на месте.)
Собираем по кустам,
Здесь отличные места. (Повороты влево – вправо.)
На лужайке
На лужайке (Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.)
На зелёной на лужайке
Заиграла балалайка.
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке.)
Дудочка-погулочка.
В сарафане красненьком (Пляшут.)
Заплясала Настенька.
8.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. – 93с.
Бизикова, О.А. Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в культурно-досуговой деятельности / О. А. Бизикова // Детский сад: теория и практика: науч.-метод. журн. - 2016. - N 12. - С. 88-97.
Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. / А.Н. Брызгалова – Мн.:Юнипресс, 2016 – с. 176.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г./ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112с.
Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля/ К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. – 154 с.
Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке/ Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2015.240 с.
Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя/ Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2016.320 с.
Леонтьев А.А. Психология общения — 3-е изд. — М.: Смысл, 2016. — 365 с.
Липина, С. В. Развитие речи/ С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. – 222 с.
Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч.1/ О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. -128 с.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. 6-е издание, переработанное и дополненное. Серия: Бакалавриат Москва: Академия, 2015. – 256 с.;
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 256 с.
Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Е. М. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 287 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: « Времена года »
Материал предназначен для учителей -дефектологов, в помощь воспитателям....
Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста....
Сборник игр и упражнений "Вместе играем - речь развиваем" на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста (для педагогов и родителей)
В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных м...
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...
«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования нач...
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...