Проект : "Наши друзья-Звуковички"
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
по развитию звуковой культуры речи
«Наши друзья - Звуковички»
с детьми 5-6 лет
Содержание:
Визитная карточка проекта
Аннотация
Актуальность
Основные этапы проекта
Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта
Оценка эффективности реализации проекта
Список литературы
Визитная карточка проекта
Наименование проекта | Долгосрочный проект «Наши друзья -Звуковички», который будет способствовать развитию у детей 5-6 лет правильного четкого произношения звука, определять звуковой состав слова, умение использовать различные средства интонационной выразительности и звуковой культуры речи через игровые технологии, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом. |
Организация заявитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория» |
Разработчик проекта | Григорьева Татьяна Николаевна |
Проблема | Недостаточно сформированно у дошкольников овладение грамотной , четкой звуковой культуры речи и речевой активности. |
Цель проекта | Совершенствовать у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий. |
Задачи проекта | 1.Развитие рече двигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата); 2.Развитие восприятия речи(слухового внимания. речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха) |
Срок реализации | с 01.09.2018г по 31.05.2019г |
Ожидаемые результаты | -дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием; -у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание; -у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук; -дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук |
Аннотация
Почему нужен проект? | Проект разработан с целью развития звуковой культуры речи детей через использование игровых технологий |
Кому нужен проект? | Проект рекомендуется для использования педагогам с детьми 5-6 лет |
Каковы цели и задачи проекта? | Цель проекта: Совершенствовать у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий. Задачи: 1.Развитие рече двигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата); 2.Развитие восприятия речи(слухового внимания. Речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха) |
Каким образом проект реализуется? | Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми старшей группы |
Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта? | Проект реализуется в процессе игровой деятельности и совместной деятельности с детьми 5-6лет |
Сроки реализации | с 01.09.2018г по 31.05.2019г |
Актуальность проекта
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты. Но и всё последующее языка.» Д.Б.Эльконин.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Культура речи-это умение правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами(звуковыми, интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Поэтому звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Овладение звуковой культуры речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слово сложной слоговой структуры. Очень важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, овладение чтением слогов и слов, а следовательно, и обучение грамоте.
К сожалению, с каждым годом наблюдается рост детей с нарушением звуковой культуры речи и требуют помощи в коррекции и формировании фонетической стороны речи и ее грамматического строя. Наш детский сад курирует логопед из детской поликлиники Зайцева Татьяна Сергеевна. В начале года логопедом были обследованы все дети и по результатам обследования выявили небольшие нарушения в развитии звуковой культуры речи у детей. Учитывая особую значимость, что грамотная речь формируется у детей именно в дошкольном возрасте, и то обстоятельство, что в ДОУ нет логопеда в штатном расписании был создан долгосрочный проект «Наши друзья -Звуковички» для детей 5-6 лет.
Методы реализации проекта:
Практические:
-дидактические, словесные, интерактивные игры,
-дыхательные упражнения;
-образная физкультурная пауза
Наглядные:
- показ иллюстраций, картинок, просмотр видеороликов;
-образец правильного произношения
Словесные:
-упражнения на развитие речевого аппарата,
- рассказы, чтение пословиц и поговорок,
-образец правильного произношения
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий: «Для чего нужна грамотная речь?»
Проблемные вопросы: «Почему речь красит человека?»
«Как можно научиться красиво и грамотно говорить?»
Факторы риска в реализации проекта.
На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:
1.Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности на доске почета группы.
2.Часто болеющие дети
Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся также:
- Обязательное наличие предметно-развивающей среды, наличие соответствующим материалом;
Личностный фактор, где от самого педагога зависит, как заинтересовать ребенка в игре, какая речь у педагога и умение педагога преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе;
Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы.
Основные этапы реализации проекта
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1.Подготовительный Цель: исследование условий реализации проекта: -умение детьми воспроизводить ритм речи, различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка; | ||
Работа с детьми: 1.Теоритический анализ состояния проблемы –знакомство с новыми технологиями. 2. Подготовка диагностического инструментария. | Будет собран необходимый материал для работы над проектом | Сентябрь 2017 г |
2.Основной Цель: развитие у детей рече- двигательного аппарата, фонематического слуха на основе инновационных методов обучения. | ||
Работа с детьми: 1.Познавательные занятия, беседы, игры 2.Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий 3.Использование интерактивных игр со звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 6 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова. 4.Просмотр видео-роликов | Появиться устойчивый интерес к умению правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами для развития речевой культуры | Октябрь 2017г Апрель2018г |
3.Заключительный Цель: анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний и умений детей по развитию звуковой культуры речи | ||
Работа с детьми: Получение, обработка, систематизация результатов. Проведение итогового мероприятия конкурс чтецов | Работа найдет продолжение в работе с детьми подготовительной группы | Май 2018г |
Методическое сопровождение: 1.Подборка методической и художественной литературы. 2.Разработка интерактивных игр со звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 6 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова. 3.Презентация проекта педагогами в рамках педагогического совета | В течение реализации проекта |
Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта
Тема | Цель | Методические приемы |
Октябрь | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Забей гол Дракоше» Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц. | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Скажи, что ты слышишь» Цель: Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи. | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения шипящих звуков | Игровое упражнение «Тишина», «Лес шумит» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель. Автоматизация звука ш.ж | Интерактивная игра на формирование шипящих звуков «Звуковички в царстве шипящих звуков» |
Упражнения с язычком | Цель: разработка жевательно-артикуляционных мышц | Игровое упражнение «Сытый хомячок» «В гости к мишке» |
«Красивая речь» | Цель: мотивация детей на развитие грамотной речи и воспитание культуры речи. | Беседа «Для чего человеку грамотная речь» |
Ноябрь | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Волшебные бабочки» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха. | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Угадай, по какому предмету я стучу» | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения шипящих звуков | Игровое упражнение «Гуси», «Пчелы и медвежата» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель. Автоматизация звука ч,щ | Интерактивная игра на формирование шипящих звуков «Звуковички в царстве шипящих звуков» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Птенчики» , «Часики» |
«Плохо-хорошо» | Цель: формировать понятие у детей, что речь находится в прямой зависимости от окружающей среды | Просмотр видеороликов |
Декабрь | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Горячий чай!» Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: стаканчики из цветного картона. | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Часовой» Цель: Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве. | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения шипящих звуков | Игровое упражнение «Поезд», «Поймай рыбку» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука с. | Интерактивная игра на формирование свистящих звуков «Звуковички в царстве свистящих звуков» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Лягушка», «Змейка» |
Январь | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Фокусник» Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Слушаем слова» | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Л-ЛЬ | Игровое упражнение «Веселый язычок», «Пускаем кораблики» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях. | Интерактивная игра на формирование свистящих звуков «Звуковички в царстве свистящих звуков» |
Упражнения с язычком | Цель: разработка жевательно-артикуляционных мышц | Игровое упражнение «Голодный хомячок», «Брусничка» |
«Говорим правильно» | Цель: Формировать у детей грамматически-правильную речь | НОД по речевому развитию |
Февраль | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Проведи мяч по лабиринту» Цель : развитие сильного плавного выдоха. | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Нос – пол – потолок» | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Л-ЛЬ | Игровое упражнение «Волшебные кубики». «Самолетики» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука з. | Интерактивная игра на формирование свистящих звуков «Звуковички в царстве свистящих звуков» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Горка». «Лопаточка» |
«Интонация и сила голоса» | Цель: познакомить детей с таким выразительным средством речи как интонация и сила голоса. | Просмотр видеороликов |
Март | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Хорошая погода» Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох. | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Аисты – лягушки» | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ | Игровое упражнение «Лошадка», «Будильник» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука р.л | Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков Р и Л» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Швейная машина», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» |
«Народное слово нас учит дружить и красиво говорить» | Цель: повышение уровня звуковой культуры речи детей через ознакомление с малыми формами фольклора. | Чтение и разучивание пословиц и поговорок про речь |
Апрель | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Шарик-ямочка» Цель: Выработка правильного диафрагмального дыхания | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Тихо – громко» | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ | Игровое упражнение «Ворона», «Сороконожка» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука к.г | Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков К и Г» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Футбол», «Клюв аиста» |
«Речь народов Поволжья» | Цель: Формировать у дошкольников познавательный интерес к культуре речи народов Поволжья | Просмотр видеороликов |
Май | ||
Постановки сказок | Цель: формировать звуковую культуру речи посредством театральных постановок | Мастер-класс с детьми «Играя, развиваем речь» |
«Юные таланты» | Цель: Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить стихотворение и выразительно читать его. | Проведение конкурса чтецов |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
На уровне детей:
-дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
-у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;
-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук
Оценка эффективности реализации проекта
Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию звуковой культуры речи посредством игр и упражнений, а так же использование новых игровых технологий по развитию звукопроизношения. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Развитие культуры звуковой речи является неотъемлемой частью дошкольного детства, которая формирует так же и мыслительные процессы. Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие звуковой культуры речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет с интересом в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. По результатам повторного обследования логопедом анализ результатов уровня развития звуковой культуре речи у детей старшего дошкольного возраста увеличился на 23% (сентябрь 2017г. -61%(13д), май 2018г. – 90%(19д)). Дети овладели правильным четким произношением, научились определять звуковой состав слова, умеют использовать различные средства интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.
Таким образом, благодаря эффективному использованию инновационных игровых технологий, методов и приемов, планированию работы, созданию речевой развивающей среды нового «Уголка звука» позволят поддерживать и развивать интерес детей к звуковой культуре речи.
Список литературы:
1.
Интернет-ресурсы:
- Сайт: Конспекты занятий с детьми htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
- Сайт: Все для детского сада htt://www.ivalex.vistcom.ru
- Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка
Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....
Презентация проекта "Наше здоровье в наших руках"
В материале представлен проект для воспитателей, родителей и детей среднего дошкольного возраста, направленный на укрепление здоровья воспитанников с использованием современных здоровьесберегающих тех...
проект "Наше здоровье в наших руках".
проект по здоровьесбережению...
Проект "Наши друзья- Звуковички"
Долгосрочный проект по З.К.Р....
Проект "Наши друзья - Звуковички"
Долгосрочный проект «Наши друзья - Звуковички», который будет способствовать развитию у детей 6-7 лет правильного четкого произношения звука, определять звуковой состав слова, ...
Тематическая Программа по формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»
Тематическая Программапо формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»...
Долгосрочный и краткосрочный проекты на тему «Наши друзья-звуковички для детей 5-6 лет».
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно ...