Семинар - практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья

Представляю Вашему вниманию семинар – практикум на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Данный способ развитию речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx471.84 КБ
Файл sem.-prakt._ispolz_mnemotehnik.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» П. Пангоды Нарымского района»

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

C:\Users\Mechta\Desktop\i.jpg

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Педагог: Васильченко Марина Александровна

Мнемотаблицы могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказа;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения:

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд.

Так что же такое мнемотехника?

Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Одним из ярких примеров мнемонических фраз или слов.

Всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.

http://www.berezka332.ru/photo/stranichki-pedagogov/vospitatelya-nemkinoy-elviry-yurevny/metodicheskiy-aspekt-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti/sistema-zadaniy-dlya-vospitannikov/tema-nedeli-1/temy-nedeli-1/2-nedelya-oktyabrya/poigrayte-s-detmi/g.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0361/00055a90-f4864a37/hello_html_57a0eb8b.jpg

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

C:\Users\User_0044\Desktop\алгоритмы расскажика\ryaba3-150x150.jpghttp://womanadvice.ru/sites/default/files/34/mnemotehnika_v_uprazhneniyah3.jpg

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Уважаемые педагоги!

Представляю Вашему вниманию семинар – практикум на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Данный способ развитию речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мы с Вами поговорим именно об использовании мнемотехники в развитии речи. Но если посмотреть вокруг то увидим что эту технику используем в обучении в школе в ВУЗе и также в запоминании чего-либо.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность.

В период дошкольного возраста дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать. Учить его контролировать правильность запоминания.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:

-Кодирование в образы;

-Запоминание (соединение двух образов);

-Запоминание последовательности;(пересказ информации с опорой на символы)

-Закрепление в памяти.

Мнемотехника помогает развивать: связную речь, воображение, зрительное и слуховое внимание, словарный запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление.

Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат-это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графический изображении- большой круг коричневого цвета.

Мнемодорожка - это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица –это схема, в которой заложена определенная. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию. 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы могут использоваться:

-Для обогащения словарного запаса

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах художественной литературы.

-При отгадывании и загадывании загадок.

-При заучивании стихов.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2-Преобразование из абстрактных символов в образы.

3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.

А сейчас Вы попробуете самостоятельно сначала рассказать по мнемотаблице а затем составить самостоятельно.

Для младших и средних групп подготовлены более красочные и развернутые схемы, а вот в старшей и подготовительной группе схемы должны использоваться проще и минимальным количеством красок. Это необходимо чтобы дети только опирались на мнемотаблицу при рассказывании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...