Семинар - практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья
Представляю Вашему вниманию семинар – практикум на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Данный способ развитию речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 471.84 КБ |
sem.-prakt._ispolz_mnemotehnik.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мечта» П. Пангоды Нарымского района» «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» Педагог: Васильченко Марина Александровна | Мнемотаблицы могут использоваться:
При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:
Пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения: |
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд. Так что же такое мнемотехника? Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Одним из ярких примеров мнемонических фраз или слов. Всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. | Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно. |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Уважаемые педагоги!
Представляю Вашему вниманию семинар – практикум на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Данный способ развитию речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мы с Вами поговорим именно об использовании мнемотехники в развитии речи. Но если посмотреть вокруг то увидим что эту технику используем в обучении в школе в ВУЗе и также в запоминании чего-либо.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность.
В период дошкольного возраста дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать. Учить его контролировать правильность запоминания.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:
-Кодирование в образы;
-Запоминание (соединение двух образов);
-Запоминание последовательности;(пересказ информации с опорой на символы)
-Закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать: связную речь, воображение, зрительное и слуховое внимание, словарный запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление.
Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат-это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графический изображении- большой круг коричневого цвета.
Мнемодорожка - это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица –это схема, в которой заложена определенная. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы могут использоваться:
-Для обогащения словарного запаса
- При обучении составлению рассказа.
- При пересказах художественной литературы.
-При отгадывании и загадывании загадок.
-При заучивании стихов.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2-Преобразование из абстрактных символов в образы.
3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.
А сейчас Вы попробуете самостоятельно сначала рассказать по мнемотаблице а затем составить самостоятельно.
Для младших и средних групп подготовлены более красочные и развернутые схемы, а вот в старшей и подготовительной группе схемы должны использоваться проще и минимальным количеством красок. Это необходимо чтобы дети только опирались на мнемотаблицу при рассказывании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»
· повысить интерес детей к художественной литературе;· разработать систему работы с книгой;·...
Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".
Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
laquo;Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...