Игры на развитие речи.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Антонова Наталья Николаевна

Картотека игр с мячом на развитие речи для детей 4-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.  «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: овощи

Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь

Взрослый: фрукты

Дети: яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос

Взрослый: ягоды

Дети: малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика

Взрослый: деревья

Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: огурец, помидор, репа

Ребенок: овощи

4. «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры.

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.

Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1

у тигра — …

у льва — …

у слона — …

у оленя — …

у лося — …

у лисы — …

Группа 2

у медведя — медвежонок

у верблюда — верблюжонок

у волка — волчонок

у зайца — зайчонок

у кролика — крольчонок

у белки — бельчонок

Группа 3

у коровы — теленок

у лошади — жеребенок

у свиньи — поросенок

у овцы — ягненок

у курицы — цыпленок         у собаки — щенок

7. КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры.

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает.

Вариант 1.

Взрослый — дети:

Кто живет в дупле? — Белка.

Кто живет в скворечнике? — Скворцы.

Кто живет в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в улье? — Пчелы

Кто живет в норе? — Лиса.

Кто живет в логове? — Волк

Кто живет в берлоге? — Медведь

Вариант 2.

Где живет медведь? — В берлоге.

Где живет волк? — В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

9. «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Взрослый — дети:

Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки

Плавают — рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

Ползают — змеи, гусеницы, черви

Прыгают — кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы

10. «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый — дети:

Идет — человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время

Бежит — человек, животное, ручей, время

Летит — тица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время

Плывет — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

13. «ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.

горячий — холодный

хороший — плохой

умный — глупый

веселый — грустный

острый — тупой

гладкий — шероховатый

легкий — тяжелый

глубокий — мелкий

светлый — темный

добрый — злой

радостный — печальный

быстрый — медленный

частый — редкий

мягкий — твердый

ясный — пасмурный

высокий — низкий

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное, например: острый нож, ясный день, глубокое озеро.

15. «ЧЬЯ ГОЛОВА?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Примеры:

у рыси голова — рысья

у рыбы — рыбья

у кошки — кошачья

у сороки — сорочья

у зайца — заячья

у кролика — кроличья

у верблюда — верблюжья

у лошади — лошадиная

у утки — утиная

у лебедя — лебединая

у оленя — оленья

у лисы — лисья

у собаки — собачья

у птицы — птичья

у овцы — овечья

у белки — беличья

у медведя — медвежья

у тигра — тигриная

у курицы — куриная

у голубя — голубиная

у орла — орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

17. «ОДИН — МНОГО»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры.

Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры:

стол — столы

нос — носы

гора — горы

нора — норы

мост — мосты

дом — дома

глаз — глаза

город — города

провод — провода

холод — холода

день — дни

пень — пни

сон — сны

лоб — лбы

ухо — уши

стул — стулья

лист — листья

перо — перья

крыло — крылья

дерево — деревья

20. «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый — дети:

строитель — строит

повар — варит, печёт, жарит, готовит

врач — лечит

учитель — учит

парикмахер — стрижет, подстригает

продавец — продает

актер — играет, снимается

музыкант — играет

певец — поет

уборщица — убирает

художник — рисует

швея — шьет

 

Картотека

«Игры с мячом для развития речи»

                         (для детей 4 – 6 лет)

  1. «Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:

«Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Можно использовать следующие виды движений:

— бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;

— бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; — отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

  1.  «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?»

Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен ответить: «Сорока стрекочет.»

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

  1. «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос.

Примеры:

Корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья, кошка

Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает, мяукает

Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:

«Кто рычит?»,

«А кто мычит?»,

«Кто лает?»,

«Кто кукует?» и т. д.

  1. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры.

Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

  1. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.

В начале игры взрослый говорит: мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — шапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

Кукла — куколка, свекла — свеколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — перышко, стекло — стеклышко.

Часы — часики, трусы — трусики.

11. «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Взрослый — дети:

Солнце... что делает? — Светит, греет

Ручьи... что делают? — Бегут, журчат

Снег... что делает? — Темнеет, тает

Птицы... что делают? — Прилетают, вьют гнезда поют песни

Капель... что делает? — Звенит

Медведь... что делает? — Просыпается, выходит из берлоги

12. «ЦВЕТА»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

красный — мак, огонь, флаг

оранжевый — апельсин, морковь, заря

желтый — цыпленок, солнце, репа

зеленый — огурец, трава, лес

голубой — небо, лед, незабудки

синий — колокольчик, море, чернила

черный – земля, ночь, шины.

14. «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры.

Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха — меховые

Тазик из меди — медный

Медвежонок из плюша — плюшевый

Рукавички из шерсти — шерстяные

Стакан из стекла — стеклянный

Ваза из хрусталя — хрустальная

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

16. «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

18. «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры.

Примеры:

Голубой, красный, спелый

Кабачок, огурец, лимон

Пасмурно, ненастно, ясно

Осень, лето, суббота, зима

Понедельник, вторник, лето, воскресенье

День, ночь, утро, весна

апельсин ,яблоко, груша , смородина
сосна, ель, лиственница, сирень
холодильник, утюг, телевизор, вагон
самолёт, автомобиль, школа, поезд
рубашка, куртка, ботинки, коньки

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

тарелки, чашки, ложки, кошки

куртка, колготки, майка, сапоги

мышка, ежик, белочка, кошка

кошка, собака, коза, тигр

медведь, лиса, волк, свинья

стол, кровать, диван, зонтик

белка, лось, кабан, лошадь

мячик, пирамидка, машинка, кактус

ромашка, колокольчик, тюльпан, мухомор

яблоко, груша, апельсин, лук

кастрюля, тарелка, кружка, стол

телевизор, стиральная машина, пылесос, кровать.

19. «КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.

Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый: собака

Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит

Взрослый: кошка

Дети: мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается

Взрослый: мышка

Дети: шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает

Взрослый: утка

Дети: летает, плавает, ныряет, крякает

Взрослый: ворона

Дети: летает, ходит, каркает, клюет

Взрослый: змея

Дети: ползет, шипит, извивается, жалит, нападает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....