Сценарий занятия по лексической теме: "Здравствуй, Осень!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Даниленко Наталья Владимировна

Рабочий материал содержит подробное описание организации и проведения занятия по развитию речи на материале лексической темы: "Здравствуй, Осень!". Занятие подготовлено и проведено в старшей дошкольной группе кратковременного пребывания для детей 5-6 лет.  Изложены цели и задачи занятия, перечислено используемое оборудование, подробно описан ход его проведения. Сценарий занятия состоит из последовательно усложняющихся заданий по развитию речи, отработки грамматических категорий, работы над связной речью и дополнен творческим заданием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

ГБУ ГППЦ ДОНМ ТО Ясенево приглашает Ваших детей в творческую мастерскую ️ "Здравствуй, Осень". Учителя-логопеды Н.В. Даниленко и О.И. Капустина вместе с детьми при помощи ярких красок, 🍂 воображения, фантазии и слова создадут неповторимые образы осени, 🍁передадут ее настроение и красоту.

Педагоги научат детей, используя словесные средства общения, выражать свои чувства, настроения и эмоции.🌻

До встречи!

Сценарий занятия по лексической теме:

 «Здравствуй, Осень!»

в старшей группе кратковременного пребывания (ГКП)

ГБУ ГППЦ ДОНМ ТО Ясенево

Осенние мотивы

Авторы-составители: учителя-логопеды Даниленко Н.В., Капустина О.И.

Тема: Здравствуй, Осень!

Цель: проведение с детьми творческой мастерской, посвященной приходу осени.

Задачи: обобщение знаний, активизация словаря, отработка грамматических категорий, формирование навыка построения связного высказывания по теме «Осень».
Оборудование: осенние листья, сюжетные и предметные тематические картинки, заготовки для самостоятельной творческой работы, ватные палочки и шарики, гуашь.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Педагоги встречают детей и приглашает их в гости. Дети проходят в зал и рассаживаются за столами.

- Добрый день, ребята! Добро пожаловать в творческую мастерскую – мастерскую, где учатся подбирать нужные слова, создавать словесные портреты, делиться своим настроением, воплощать мечты и творить чудеса.

Сегодня мы с вами будем художниками – художниками слова.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса …(А.С.Пушкин)
 

- Как вы думаете, о чем эти строки? А знаете ли вы их автора?

 

  1. Основная часть.

- Осень очень красивое время года. Кто-то грустит по уходящему лету, а кто-то радуется осенним теплым денькам и восхищается их красотой.

Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот
С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь
Превратила листья.

Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.

(Светлана Богдаш)

- Вот так складно, подобрав слова, автор описал осень, назвав ее золотой. А как вы думаете, почему еще осень называют золотой? Какие приметы осени вы можете назвать? Что происходит в природе?

Упражнение «Да или нет?»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнёзда вьют?

Звери норки закрывают?

Птичьи стаи улетают?

Листва с деревьев облетает?

Упражнение «Подбери слово»

Осень (Какая?) - золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (Какой?) – солнечный, дождливый, пасмурный, хмурый.
Деревья (Какие?) - красочные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые.
Ветер (Какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.
Листья (Какие?) - разноцветные, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.

- Молодцы, много слов подобрали. Вы настоящие мастера слова!

  1. Динамическая пауза

Упражнение «Листопад»

Педагог предлагает детям устроить соревнование. Каждый из детей берет по одному осеннему листочку, называет его и кладет перед собой на гладкую поверхность. Дети по очереди сдувают листья, наблюдая, какой из листьев улетел дальше всех, называют его.  

Дует, дует ветер,

Дует задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

(И. Плакида)

  1. Творческая часть.

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

(Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и уточняет их представление о смене временных периодов).

- Сентябрь – это начало осени. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день.

Ноябрь - последний месяц осени, лужи на дорогах могут покрываться тонкой ледяной коркой, а голые темные ветви деревьев - инеем.

По ходу рассказа педагог дополняет сюжетные картинки отдельными описательными предметными картинками, фиксируя внимание детей на их значении (овощи, листья, тучи, иней, снежинки и пр.).

Упражнение «Угадай-ка»

Детей делят на две команды. Педагог демонстрирует каждой команде игроков по одной тематической картинке. Дети, не называя ее, пытаются описать изображение на картинке таким образом, чтобы другая команда игроков смогла догадаться о чем идет речь и соотнести ее с одной из сюжетных картин.

- Очень непростым оказалось это упражнение, не так-то легко порой бывает объяснить друг другу очевидные вещи. Этому нам еще предстоит с вами долго учиться.


А сейчас мы будем привычным нам способом, при помощи красок, создавать свои неповторимые картинки осени. Но и здесь нам с вами предстоит подумать при помощи каких подручных средств это удастся сделать.

5.           Итог занятия.


- Ребята. Расскажите, что вам удалось создать? Какие у вас получились деревья? Какие краски, цвета вы использовали в своих работах? Какое настроение передает ваш рисунок? Какое время года на нем изображено?

- Спасибо за Ваши интересные, яркие работы, за такие красивые и теплые слова, светлое настроение, которым вы с нами поделились.

Литература:

1. Источник: https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-osen-dlya-detej-40-luchshix.html

2. https://stihi.ru/2009/08/03/6582

3. https://www.pravmir.ru/stixi-pro-osen/

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему "Здравствуй, здравствуй, осень золотая"...

Цель проекта : Систематизировать и углублять представления детей о времени года – осени....

Проектная деятельность в средней группе на тему: «Здравствуй, здравствуй, осень золотая»…

Формировать познавательный интерес к окружающей среде:познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы.Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничны...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Лексическая тема "Здравствуй солнце, здравствуй лето!"

Материал предназначен для закрепления темы "Здравствуй лето"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Лексические темы «Здравствуй, зимушка-зима!», «В гостях у сказки»

Занятие проводится в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога....