Конспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества», посвященному дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.
В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, воспитанию патриотических чувств, доброго отношения к военным, воспитанию у детей чувства обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране. Следовательно, патриотическое воспитание у дошкольников – это приоритетная цель работы педагогического коллектива.
Острота проблемы в необходимости включения в деятельность педагогов поиска новых форм и методов обучения и воспитания по развитию речи и активизации такого понятия, как патриотизм на основе современных педагогических технологий, поэтому мной был разработан данный конспект занятия.
Представленный конспект для старшей группы является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности.
Занятие построено в сюжетно-игровой форме с использованием ИКТ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.26 КБ |
![]() | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста, посредством формирования представлений о видах и родах войск Российской армии.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с праздником – День Защитников Отечества, с военными профессиями (летчик, танкист, десантник…);
- дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества;
- познакомить детей с героизмом русских солдат, показать, как увековечена память защитников;
Коррекционные:
- формировать умение рассказывать о защитниках Родины;
- при ответе на поставленный вопрос продолжать упражнять отвечать грамматически правильной и полной фразой;
- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, учиться правильно составлять предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание;
- активизировать словарь: ракетчик, десантник, пограничный столб, граница и др.
Развивающие: развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, доброе отношение к военным, а также к своим родным и близким;
- воспитывать у детей чувство защищать свою семью и Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: совместная деятельность учителя-логопеда и детей, фронтальная форма организации обучения и индивидуальная.
Предварительная работа, совместно с воспитателем:
- рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;
- чтение произведений художественной литературы – рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
- заучивание стихотворений, художественно-эстетические ООД по теме «Наши защитники», слушание патриотических песен;
- подготовка демонстрационного материала и оборудования для занятия.
Методы и приемы:
- Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с военной техникой и т.д.);
- Практический метод (составление иллюстраций из разрезных картинок, словарные упражнения);
- Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание);
- Методы контроля (наблюдение, анализ работ);
- Прием эмоциональной заинтересованности (письма от военнослужащих);
- Игровой прием (игра «Летчики на аэродром»).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Структура занятия:
I.Вводная часть:
Приветствие
Военная разминка.
II. Основная часть:
Просмотр презентации и непосредственно выполнение заданий: ответы на вопросы, собирание разрезных картинок, раскрашивание картинок, отгадывание загадок, решение ситуативных задач.
III. Заключительная часть:
Обобщение полученных знаний.
Рефлексия и ориентирование детей на патриотические чувства.
Демонстрационный материал, оборудование:
- Мультимедийная презентация и оборудование к ней;
- Три стойки с изображением танка, военного самолета и военного корабля;
- Три конверта с изображением танка, военного самолета и военного корабля с письмами от военнослужащих;
- Картинки с частично раскрашенными изображениями танков, самолетов и кораблей;
- Разрезные карточки (танк, самолет, корабль);
- Карточки с заданиями;
- Карточки с QR-кодом для сюрпризного момента;
- Музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 20 с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 192 с.
- Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет. – М.: Сфера, 2017. – 143 с.
- Савченко В.И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников", СПб.: Детство-Пресс. 2013. – 320 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС ДО, - М.: Сфера, 2019. – 272 с.
Ход занятия:
1 часть. Вводная часть
[слайд 1]
Дети под музыку (марш) входят в зал
Учитель-логопед: Ребята, сегодня прекрасный (солнечный) день. Давайте подарим друг другу улыбки и скажем:
- Доброе утро (соседу справа);
- Доброе утро (соседу слева);
- Доброе утро новый день (ручки вверх).
Учитель-логопед: Дети, в какой стране мы с вами живем?
Ответы детей: Россия.
Учитель-логопед: Правильно! 23 февраля наша страна будет отмечать праздник. Какой?
Ответы детей: День Защитника Отечества.
Учитель-логопед: Ребята, а знаете ли вы, кто такие защитники Отечества?
Ответы детей: солдаты, военные.
Учитель-логопед: Наши воины защищали нашу Родину во время войн, но сейчас нет войны, что же делают солдаты сейчас?
Ответы детей: служат в армии, учатся, тренируются, изучают военную технику, чтобы быть готовыми в любой момент встать на защиту Родины.
Учитель-логопед: Давайте вместе с вами превратимся в воинов и сделаем настоящую военную зарядку! (дети становятся в круг)
Наши воины идут: Раз-два, раз-два В барабаны громко бьют: Тра-та-та! Тра-та-та! В море наши корабли Нынче – здесь, завтра – там! Долго плавают в дали Пограничник на посту: Кто идет, кто идет? Едут танки по мосту: Трр-вперед, трр-вперед! Над землею самолет: У-у, у-у! Разрешен ракетам взлет: У-у-х, у-у-х! Наши пушки точно бьют: Бух, бах! Нашей Армии – салют! “Ура”! “Ура”! | все шагают на месте. имитируют игру на барабане. руки – в стороны, покачиваются с ноги на ногу. круговые движения руками. «держат автомат», поворачиваясь вправо-влево. делают движения согнутыми руками, вперед- назад, “моторчик” - круговые движения кистями. держат руки в стороны, поворачивая туловище вправо-влево. приседают на корточки, ладошки сложены перед Быстро встают, поднимая руки вверх. «Бокс» Поднимают руки в стороны-вверх. |
2 часть. Основная часть
Учитель-логопед: за мной шагом марш, раз-два, раз-два. Присаживайтесь на стульчики. Чтобы все люди могли спокойно и счастливо жить, надо защищать свою землю, свою Отчизну. Ребята, (имя ребенка) приготовила для вас стихотворение, давайте послушаем.
[2 слайд]
Ребенок: Российской воин бережет
Родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В любимой солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни!
Учитель-логопед: Ребята, как вы понимаете слово Отчизна?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Да ребята Отчизна – это наша Родина, наш дом, детский сад, наше село, наши леса, поля и озёра, счастливое детство и мирное небо. Давайте подойдем к доске и посмотрим, что на ней изображено.
[3 слайд]
Рассмотрим данную иллюстрацию. (Имя ребенка) расскажи пожалуйста, что изображено на картине? (Ребенок составляет рассказ по картине. Например: «На картине изображены танкисты. Слева стоит командир. Он смотрит в карту и показывает куда нужно ехать и т.д.»).
[4 слайд]
Давайте рассмотрим данную иллюстрацию. (Имя ребенка) расскажи пожалуйста, что изображено на картине? (Ребенок составляет рассказ по картине. Например: «На картине изображены пограничники. Один пограничник передает важную информацию по рации. Другой идет с собакой. Собака берет след. Третий пограничник смотрит в бинокль, он высматривает правонарушителей и т.д.»).
Учитель-логопед: А теперь мы с вами превратимся в летчиков и немного полетаем на самолете. Только для начала разделимся на три команды по четыре человека. Ваша команда летит к танку. Ваша команда летит к самолету, а ваша к кораблю. Как только закончится музыка вы должны прилететь к своей картинке. (в трех разных местах стоят стойки с изображениями танка, самолета и корабля).
Проводится музыкальная игра «Летчики на аэродром»
Учитель-логопед: Ребята, здесь под знаком лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем?
Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет генерал военно-воздушных сил России. Посмотрите на экран. [5 слайд] Морские и воздушные десантники составляют основу современной армии, они входят в войска быстрого реагирования. Морские десантники внезапно появляются на быстроходных кораблях и высаживаются на берег. А воздушный десант прыгает на парашютах прямо с самолетов. А вместе с ними на особых парашютах приземляются специальные легкие танки, бронемашины и пушки. Я вам отправил секретное задание! Надеюсь, что вы легко с ним справитесь! Желаю вам удачи! До свидания.»
Задание:
- Кто служит в танковых войсках? (танкисты);
- Кто служит на границе? (пограничники);
- Кто служит в военно-воздушных войсках? (летчики);
- Кто служит в ракетных войсках? (ракетчики);
- Кто служит на подводных лодках? (подводники);
- Кто несет службу в море, на кораблях? (моряки);
- Кто служит в пехотных войсках? (пехотинцы).
(Ребята стараются отвечать полным ответом: «В танковых войсках служат танкисты; на границе служат пограничники и т.д.»).
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно всех назвали. А зачем нужно столько родов войск?
Дети поочередно:
Военно-воздушные войска защищают нашу Родину с неба. (самолеты, вертолеты).
Военно-морской флот – это корабли и подводные лодки, которые защищают нашу Родину с моря.
Сухопутные войска – это танкисты, пехотинцы, артиллерия, ракетные части, они защищают сушу.
Учитель-логопед: Ребята, в конверте еще что-то осталось. (в конверте лежат небольшие картинки военной техники (танки, самолеты, корабли, раскрашенные частично). Сейчас посмотрим… Это картинки, но мне кажется, что с ними что-то не так.
Ответы детей: Они не до конца раскрашены.
Учитель-логопед: Правильно. Давайте еще обязательно на каждой иллюстрации нарисуем российский флаг.
Ребята рисуют, законченная работа вывешивается на доску на магниты.
Учитель-логопед: Итак, какая замечательная выставка военной техники у нас получилась. Ребята, солдаты защищают нашу Родину! Каким же должен быть солдат?
Ответы детей: сильный, храбрый, умный, ловкий, зоркий, аккуратный.
Учитель-логопед: Слова благодарности российскому солдату прочтет (имя ребенка).
Ребенок: Спасибо всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
Спасибо Вам,
Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, никогда!
Учитель-логопед: Спасибо (имя ребенка), давайте посмотрим следующий конверт.
Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.
«Здравия желаю, ребята. Я капитан настоящего военного корабля. Подойдите к экрану [6 слайд] Россия – большая морская держава. Моря и океаны омывают ее со всех сторон. И везде над волнами гордо реет Андреевский флаг – главный флаг Военно-морского флота России. Новейшие боевые корабли могут охотиться за подводными лодками, запускать ракеты и служить аэродромом для самолетов и вертолетов. Мне понадобилась ваша помощь! Мне прислали три замечательных открытки, но вот беда, как оказалось, они все разобраны на части. Помогите мне их собрать! Всего вам доброго, успехов!»
Учитель-логопед: Ребята, становитесь по своим командам. Каждой команде я дам конверт, в котором находятся разрезные картинки. Их необходимо собрать и рассказать нам, какая военная техника изображена, и кто ей управляет? (самолет – летчик, танк – танкист, корабль – капитан)
Ребята собирают разрезные картинки каждый по своей команде
Учитель-логопед: Молодцы! Все справились с заданием.
Учитель-логопед: Так какое же нас ждет здесь задание, давайте прочтем.
Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.
«Доброе утро, мои юные друзья! Я простой танкист, управляю настоящей боевой машиной, догадались какой? Правильно танком! [7 слайд] Современные танки умеют плавать и даже прятаться под водой. Внутри танка находится целый экипаж: командир, стрелок, механик и радист. Самый знаменитый танк времен Великой Отечественной войны – это танк Т-34. Больше всего я люблю я разгадывать загадки. Вот и вам решил послать мои самые любимые! Желаю вам быстро найти правильные ответы!»
Учитель-логопед: Давайте присядем на ковер. (Садимся на ковер вместе с детьми.)
Я вам читаю загадки, и там, где я остановлюсь, вы продолжаете.
- Подрасту, и вслед за братом тоже буду я солдатом.
Буду помогать ему охранять свою … (страну).
- Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю,
Отправляется в полет наш армейский … (вертолет).
- Полосатая рубашка называется … (тельняшка).
- Надевает командир офицерский свой (мундир).
- Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять,
И служить не на земле, а на военном (корабле).
- Самолет парит, как птица, там воздушная граница.
На посту и днем и ночью наш солдат военный (летчик).
- Любой профессии военной учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было (войны).
3 часть. Заключительная часть [8 слайд]
Учитель-логопед: Ребята, конечно мы очень хотим, чтобы вы, когда станете взрослыми, любили, охраняли, защищали свою Родину, свое Отечество. В заключении послушайте стихотворение, которое подготовил (имя ребенка).
Ребенок: Наши воины полны
Мужества и чести!
В День защитника страны
Все мы с ними вместе.
Мы военных с этим днём
Поздравляем дружно!
А когда мы подрастём,
Родине послужим!
Учитель-логопед: Ребята! Скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили? О каких родах войск вы сегодня узнали? (Ответы детей). Я думаю, что когда вы подрастете, то обязательно станете замечательными защитниками нашей родины. И для вас, ребята, отважные командиры приготовили сюрприз, это специальные секретные QR-коды, по которым вы вместе с родителями сможете перейти и еще раз посмотреть информацию о нашей доблестной армии!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Десантные войска Десантники – это основа современной армии, они входят в войска быстрого реагирования Спуск танка Высадка десанта
Андреевский флаг Андреевский флаг – главный флаг Военно-морского флота России Ракетный катер Учебный парусник Большой десантный корабль
Танкисты Танк Т-34 Танковые части – это основа наземной армии Велик вклад наших воинов – танкистов в победу в той страшной войне Танк Т-64 Плавающий танк ПТ-76 Танк Т-90
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничное занятие, посвященное Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. «Богатырская тема в искусстве».
Цель данного мероприятия - воспитание чувства патриотизма; расширение знаний у воспитанников о русских богатырях, о былинах. Также данное мероприятие способствует расширению кругозора детских познаний...

Конспект спортивного праздника «Смотр – конкурс строя и песни, посвященный «Дню защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста 2020 года.
Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через физическое развитие.Задачи смотра-конкурса:1. Расширять представления о родах войск России;2....

Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники больной страны».
Цели:Формировать бережное отношение к своей Родине, стране.Вызывать положительные эмоции от музыкально спортивного развлечения.Продолжение обучения согласованного движения с музыкой, развитие чувства ...

Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...
Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возрастаБОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Цель: расширить представления детей дошкольного возраста ...

Сценарий спортивного развлечения посвященному Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста Тема: «23 февраля-День защитника Отечества»
Цель:• закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;• совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;• воспитывать патриотические чу...