Конспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества», посвященному дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Качяраускене Ксения Вадимовна

Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.

В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, воспитанию патриотических чувств, доброго отношения к военным, воспитанию у детей чувства обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране. Следовательно, патриотическое воспитание у дошкольников – это приоритетная цель работы педагогического коллектива.

Острота проблемы в необходимости включения в деятельность педагогов поиска новых форм и методов обучения и воспитания по развитию речи и активизации такого понятия, как патриотизм на основе современных педагогических технологий, поэтому мной был разработан данный конспект занятия.

 Представленный конспект для старшей группы является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей).
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
  • Принцип психологической комфортности.

Занятие построено в сюжетно-игровой форме с использованием ИКТ-технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_kopiya.docx36.26 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста, посредством формирования представлений о видах и родах войск Российской армии.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с праздником – День Защитников Отечества, с военными профессиями (летчик, танкист, десантник…);
  • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества;
  • познакомить детей с героизмом русских солдат, показать, как увековечена память защитников;

Коррекционные:

  • формировать умение рассказывать о защитниках Родины;
  • при ответе на поставленный вопрос продолжать упражнять отвечать грамматически правильной и полной фразой;
  • развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, учиться правильно составлять предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание;
  • активизировать словарь: ракетчик, десантник, пограничный столб, граница и др.

Развивающие: развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, доброе отношение к военным, а также к своим родным и близким;
  • воспитывать у детей чувство защищать свою семью и Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Возраст детей: 5-6 лет

Форма проведения: совместная деятельность учителя-логопеда и детей, фронтальная форма организации обучения и индивидуальная.

Предварительная работа, совместно с воспитателем:

  • рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;
  • чтение произведений художественной литературы – рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
  • заучивание стихотворений, художественно-эстетические ООД по теме «Наши защитники», слушание патриотических песен;
  • подготовка демонстрационного материала и оборудования для занятия.

Методы и приемы:

  • Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с военной техникой и т.д.);
  • Практический метод (составление иллюстраций из разрезных картинок, словарные упражнения);
  • Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание);
  • Методы контроля (наблюдение, анализ работ);
  • Прием эмоциональной заинтересованности (письма от военнослужащих);
  • Игровой прием (игра «Летчики на аэродром»).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Структура занятия:

I.Вводная часть:

Приветствие

Военная разминка.

II. Основная часть:

Просмотр презентации и непосредственно выполнение заданий: ответы на вопросы, собирание разрезных картинок, раскрашивание картинок, отгадывание загадок, решение ситуативных задач.

III. Заключительная часть:

Обобщение полученных знаний.

Рефлексия и ориентирование детей на патриотические чувства.

Демонстрационный материал, оборудование:

  • Мультимедийная презентация и оборудование к ней;
  • Три стойки с изображением танка, военного самолета и военного корабля;
  • Три конверта с изображением танка, военного самолета и военного корабля с письмами от военнослужащих;
  • Картинки с частично раскрашенными изображениями танков, самолетов и кораблей;
  • Разрезные карточки (танк, самолет, корабль);
  • Карточки с заданиями;
  • Карточки с QR-кодом для сюрпризного момента;
  • Музыкальное сопровождение.

Методическое обеспечение:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 20 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 192 с.
  3. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет. – М.: Сфера, 2017. – 143 с.
  4. Савченко В.И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников", СПб.: Детство-Пресс. 2013. – 320 с.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС ДО, - М.: Сфера, 2019. – 272 с.

Ход занятия:

1 часть. Вводная часть

 [слайд 1]

Дети под музыку (марш) входят в зал

Учитель-логопед: Ребята, сегодня прекрасный (солнечный) день. Давайте подарим друг другу улыбки и скажем:

  • Доброе утро (соседу справа);
  • Доброе утро (соседу слева);
  • Доброе утро новый день (ручки вверх).

Учитель-логопед: Дети, в какой стране мы с вами живем?

Ответы детей: Россия.

Учитель-логопед: Правильно! 23 февраля наша страна будет отмечать праздник. Какой?

Ответы детей: День Защитника Отечества.

Учитель-логопед: Ребята, а знаете ли вы, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: солдаты, военные.

Учитель-логопед: Наши воины защищали нашу Родину во время войн, но сейчас нет войны, что же делают солдаты сейчас?

Ответы детей: служат в армии, учатся, тренируются, изучают военную технику, чтобы быть готовыми в любой момент встать на защиту Родины.

Учитель-логопед: Давайте вместе с вами превратимся в воинов и сделаем настоящую военную зарядку! (дети становятся в круг)

Наши воины идут:

Раз-два, раз-два

В барабаны громко бьют:

Тра-та-та! Тра-та-та!

В море наши корабли

Нынче – здесь, завтра – там!

Долго плавают в дали

Пограничник на посту:

Кто идет, кто идет?

Едут танки по мосту:

Трр-вперед, трр-вперед!

Над землею самолет:

У-у, у-у!

Разрешен ракетам взлет:

У-у-х, у-у-х!

Наши пушки точно бьют:

Бух, бах!

Нашей Армии – салют!

“Ура”! “Ура”!

все шагают на месте.

имитируют игру на барабане.

руки – в стороны, покачиваются с ноги на ногу.

круговые движения руками.

«держат автомат», поворачиваясь вправо-влево.

делают движения согнутыми руками, вперед-

назад, “моторчик” - круговые движения кистями.

держат руки в стороны, поворачивая

туловище вправо-влево.

приседают на корточки, ладошки сложены перед

Быстро встают, поднимая руки вверх.

«Бокс»

Поднимают руки в стороны-вверх.

2 часть. Основная часть

Учитель-логопед: за мной шагом марш, раз-два, раз-два. Присаживайтесь на стульчики. Чтобы все люди могли спокойно и счастливо жить, надо защищать свою землю, свою Отчизну. Ребята, (имя ребенка) приготовила для вас стихотворение, давайте послушаем.

[2 слайд]

Ребенок:        Российской воин бережет

Родной страны покой и славу,

Он на посту, и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В любимой солнечной Отчизне.

Он охраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни!

Учитель-логопед: Ребята, как вы понимаете слово Отчизна?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Да ребята Отчизна – это наша Родина, наш дом, детский сад, наше село, наши леса, поля и озёра, счастливое детство и мирное небо. Давайте подойдем к доске и посмотрим, что на ней изображено.

[3 слайд]

Рассмотрим данную иллюстрацию. (Имя ребенка) расскажи пожалуйста, что изображено на картине? (Ребенок составляет рассказ по картине. Например: «На картине изображены танкисты. Слева стоит командир. Он смотрит в карту и показывает куда нужно ехать и т.д.»).

 [4 слайд]

Давайте рассмотрим данную иллюстрацию. (Имя ребенка) расскажи пожалуйста, что изображено на картине? (Ребенок составляет рассказ по картине. Например: «На картине изображены пограничники. Один пограничник передает важную информацию по рации. Другой идет с собакой. Собака берет след. Третий пограничник смотрит в бинокль, он высматривает правонарушителей и т.д.»).

Учитель-логопед: А теперь мы с вами превратимся в летчиков и немного полетаем на самолете. Только для начала разделимся на три команды по четыре человека. Ваша команда летит к танку. Ваша команда летит к самолету, а ваша к кораблю. Как только закончится музыка вы должны прилететь к своей картинке. (в трех разных местах стоят стойки с изображениями танка, самолета и корабля).

Проводится музыкальная игра «Летчики на аэродром» 

Учитель-логопед: Ребята, здесь под знаком лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем?

Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет генерал военно-воздушных сил России. Посмотрите на экран. [5 слайд] Морские и воздушные десантники составляют основу современной армии, они входят в войска быстрого реагирования. Морские десантники внезапно появляются на быстроходных кораблях и высаживаются на берег. А воздушный десант прыгает на парашютах прямо с самолетов. А вместе с ними на особых парашютах приземляются специальные легкие танки, бронемашины и пушки. Я вам отправил секретное задание! Надеюсь, что вы легко с ним справитесь! Желаю вам удачи! До свидания.»

Задание:

  • Кто служит в танковых войсках? (танкисты);
  • Кто служит на границе? (пограничники);
  • Кто служит в военно-воздушных войсках? (летчики);
  • Кто служит в ракетных войсках? (ракетчики);
  • Кто служит на подводных лодках? (подводники);
  • Кто несет службу в море, на кораблях? (моряки);
  • Кто служит в пехотных войсках? (пехотинцы).

(Ребята стараются отвечать полным ответом: «В танковых войсках служат танкисты; на границе служат пограничники и т.д.»).

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно всех назвали. А зачем нужно столько родов войск?

Дети поочередно:

Военно-воздушные войска защищают нашу Родину с неба. (самолеты, вертолеты).

Военно-морской флот – это корабли и подводные лодки, которые защищают нашу Родину с моря.

Сухопутные войска – это танкисты, пехотинцы, артиллерия, ракетные части, они защищают сушу.

Учитель-логопед: Ребята, в конверте еще что-то осталось. (в конверте лежат небольшие картинки военной техники (танки, самолеты, корабли, раскрашенные частично). Сейчас посмотрим… Это картинки, но мне кажется, что с ними что-то не так.

Ответы детей: Они не до конца раскрашены.

Учитель-логопед: Правильно. Давайте еще обязательно на каждой иллюстрации нарисуем российский флаг.

Ребята рисуют, законченная работа вывешивается на доску на магниты.

Учитель-логопед: Итак, какая замечательная выставка военной техники у нас получилась. Ребята, солдаты защищают нашу Родину! Каким же должен быть солдат?

Ответы детей: сильный, храбрый, умный, ловкий, зоркий, аккуратный.

Учитель-логопед: Слова благодарности российскому солдату прочтет (имя ребенка).

Ребенок:        Спасибо всем, кто жизнь отдал,

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

Спасибо Вам,

Ваш подвиг вечен,

Пока жива моя страна,

Вы в душах наших,

В нашем сердце,

Героев не забудем, никогда!

Учитель-логопед: Спасибо (имя ребенка), давайте посмотрим следующий конверт.

Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.

«Здравия желаю, ребята. Я капитан настоящего военного корабля.  Подойдите к экрану [6 слайд] Россия – большая морская держава. Моря и океаны омывают ее со всех сторон. И везде над волнами гордо реет Андреевский флаг – главный флаг Военно-морского флота России. Новейшие боевые корабли могут охотиться за подводными лодками, запускать ракеты и служить аэродромом для самолетов и вертолетов. Мне понадобилась ваша помощь! Мне прислали три замечательных открытки, но вот беда, как оказалось, они все разобраны на части. Помогите мне их собрать! Всего вам доброго, успехов!»

Учитель-логопед: Ребята, становитесь по своим командам. Каждой команде я дам конверт, в котором находятся разрезные картинки. Их необходимо собрать и рассказать нам, какая военная техника изображена, и кто ей управляет? (самолет – летчик, танк – танкист, корабль – капитан)

Ребята собирают разрезные картинки каждый по своей команде

Учитель-логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Учитель-логопед: Так какое же нас ждет здесь задание, давайте прочтем.

Учитель-логопед открывает конверт и читает письмо.

«Доброе утро, мои юные друзья! Я простой танкист, управляю настоящей боевой машиной, догадались какой? Правильно танком! [7 слайд] Современные танки умеют плавать и даже прятаться под водой. Внутри танка находится целый экипаж: командир, стрелок, механик и радист. Самый знаменитый танк времен Великой Отечественной войны – это танк Т-34. Больше всего я люблю я разгадывать загадки. Вот и вам решил послать мои самые любимые! Желаю вам быстро найти правильные ответы!»

Учитель-логопед: Давайте присядем на ковер. (Садимся на ковер вместе с детьми.)

Я вам читаю загадки, и там, где я остановлюсь, вы продолжаете.

  1. Подрасту, и вслед за братом тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему охранять свою … (страну).

  1. Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю,

Отправляется в полет наш армейский … (вертолет).

  1. Полосатая рубашка называется … (тельняшка).
  2. Надевает командир офицерский свой (мундир).
  3. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять,

И служить не на земле, а на военном (корабле).

  1. Самолет парит, как птица, там воздушная граница.

На посту и днем и ночью наш солдат военный (летчик).

  1. Любой профессии военной учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было (войны).

3 часть. Заключительная часть [8 слайд]

Учитель-логопед: Ребята, конечно мы очень хотим, чтобы вы, когда станете взрослыми, любили, охраняли, защищали свою Родину, свое Отечество. В заключении послушайте стихотворение, которое подготовил (имя ребенка).

Ребенок:        Наши воины полны

Мужества и чести!

В День защитника страны

Все мы с ними вместе.

Мы военных с этим днём

Поздравляем дружно!

А когда мы подрастём,

Родине послужим!

Учитель-логопед: Ребята! Скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили? О каких родах войск вы сегодня узнали? (Ответы детей). Я думаю, что когда вы подрастете, то обязательно станете замечательными защитниками нашей родины. И для вас, ребята, отважные командиры приготовили сюрприз, это специальные секретные QR-коды, по которым вы вместе с родителями сможете перейти и еще раз посмотреть информацию о нашей доблестной армии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТЕЧЕСТВА ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА

Слайд 5

Десантные войска Десантники – это основа современной армии, они входят в войска быстрого реагирования Спуск танка Высадка десанта

Слайд 6

Андреевский флаг Андреевский флаг – главный флаг Военно-морского флота России Ракетный катер Учебный парусник Большой десантный корабль

Слайд 7

Танкисты Танк Т-34 Танковые части – это основа наземной армии Велик вклад наших воинов – танкистов в победу в той страшной войне Танк Т-64 Плавающий танк ПТ-76 Танк Т-90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничное занятие, посвященное Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. «Богатырская тема в искусстве».

Цель данного мероприятия - воспитание чувства патриотизма; расширение знаний у воспитанников о русских богатырях, о былинах. Также данное мероприятие способствует расширению кругозора детских познаний...

Конспект спортивного праздника «Смотр – конкурс строя и песни, посвященный «Дню защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста 2020 года.

Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через физическое развитие.Задачи смотра-конкурса:1.     Расширять представления о родах войск России;2....

Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники больной страны».

Цели:Формировать бережное отношение к своей Родине, стране.Вызывать положительные эмоции от музыкально спортивного развлечения.Продолжение обучения согласованного движения с музыкой, развитие чувства ...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возрастаБОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ  Цель: расширить представления детей дошкольного возраста ...

Сценарий спортивного развлечения посвященному Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста Тема: «23 февраля-День защитника Отечества»

Цель:• закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;• совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;• воспитывать патриотические чу...