конспект НОД по развитию речи по картине В.Е. Маковского «Хоровод дружбы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

конспект составлен по программе "Детский сад 2100" для занятия по кооммуникативной деятельности с детьми 5-6 лет с использованием пособия "По планете шаг за шагом".часть 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: 6- 7 лет

Направление образования и развития: коммуникативная деятельность. По планете шаг за шагом

Тема:  Хоровод дружбы

Цель и задачи: формирование умения составлять рассказ по картине с опорой на схему. ПР: развивать произвольное внимание, образную память и воображение, способствовать развитию последовательного и логического восприятия содержания картины В.Е. Маковского «Хоровод дружбы»; формировать умение делать выводы о смысловом содержании картины; совершенствовать представления о цвете и композиции произведения; формировать представления о любимых занятиях крестьянских детей. РР: создавать условия для развития связной речи детей при составлении рассказов по картине, обогащать речь средствами выразительности (сравнения, определения); вводить в речь специфические изобразительные термины (теплый тон, яркий свет, цветовое пятно, передний и дальний план, фон).  СКР: развивать эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, активизировать интерес к истории своей страны, обогащать нравственный опыт, воспитывать дружеские взаимоотношения. ХЭР: формировать эстетическое отношение к произведениям живописи, учить видеть красоту человеческих взаимоотношений на картине,  развивать художественный вкус. ФР:  развивать двигательную координацию и крупную  моторику в танце по мотивам картины и в ходе «оживления» картины.

Предполагаемая цель ребёнка: научиться составлять красивые рассказы о картинах и впоследствии помогать капитану Яранге, стать настоящими экскурсоводами в картинной галерее.

РППС: учебное пособие «По планете шаг за шагом» для детей 6-7(8) лет ч.5, стр.10-11, репродукция картины В.Е. Маковского «Хоровод дружбы», аудиозапись хороводной мелодии, письмо от героя, портрет художника, Комментарии для взрослых к ч.5 стр. 8

Этапы НОД

Действия педагога

Действия детей  (предполагаемые ответы детей)

Мотивационный этап

(1 мин.)

Педагог показывает письмо от Яранги и зачитывает его детям. В нём говорится, что Яранге очень понравились портреты детей. Она думает, что ребята пройдут все испытания и попадут в команду путешественников. Яранга часто привозит из своих путешествий разные предметы народных промыслов, национальные костюмы, картины художников. Она организует выставки и рассказывает о том, что мастера и художники той или страны стремились передать людям, какие мысли хотели свои сообщить. А смогут ли дети ей помочь в этом деле и стать настоящими экскурсоводами?

выражают желание научиться составлять красивые рассказы о картинах, предметах старины, традициях разных народов  и в последствии помогать Яранге

Ориентировочный

этап

(2 мин.)

Педагог предлагает детям начать собирать в группе настоящую картинную галерею и составлять интересные рассказы о картинах. Он сообщает, что одна картина есть, но как она называется не знает (показываем репродукцию картины).

– Что будем делать, ребята? Как узнать название?

Педагог предлагает ребятам самим догадаться.

высказывают предположения

Исполнительский

этап

  1. ин.)

1.Предваряющая беседа по картине

Что бы проверить догадки детей, педагог предлагает рассмотреть и обсудить картину.

Рассмотрите картину.

-Какая ситуация на ней изображена?

-В каком месте происходит действие?

-Кто изображён в центре - на переднем плане картины?

-Что делают девочки?

-В какую хороводную игру они играют или какую песню исполняют?

-Что делают мальчики? О чём они, по-твоему, ведут беседу? Можно ли сказать, что эти дети интересно и весело проводят время? Почему?

-Что изображено на дальнем плане?

2.Динамическая пауза

Педагог спрашивает, как они думают какой танец подойдёт к этой картине?

Предлагает подобрать и станцевать под музыку.

Педагог предлагает сравнить свои ощущения от танца и просмотра картины.

Педагог сообщает настоящее название картины и имя художника (показываем портрет художника), сверяем с догадками.

Педагог спрашивает у детей, как нам рассказать так, что бы ничего не забыть, ничего не пропустить? Что нам поможет?

3.Обсуждение схемы

Педагог вывешивает схему на доску (стр.11), предлагает рассмотреть каждый карточку схемы, определить, что она обозначает.

Он сообщает, что это карточки – подсказки, которые помогут составить красивый рассказ о картине.

Если дети затрудняются, педагог использует подводящий диалог, чтобы помочь детям понять, что обозначают те или иные символы, сформулировать вопрос и дать ответ на него.

Вопросы к схеме:

1.Как называется картина? Кто её нарисовал?

2.Какую ситуацию изобразил художник? 3.Где и когда происходит действие картины?

4.Кто изображён на переднем плане картины – в центральной части? (девочки, мальчики)  Что делают герои картины? Как одеты?  (девочки, мальчики) 5.Что изображено на дальнем плане картины?(дома, деревья) 6. Какие основные цвета использовал художник, чтобы передать «летнее» настроение картины? (зеленые, красные, сочные, яркие)7. Что стремился передать художник, какие мысли хотел сообщить? (веселье, радость). 8. Какое впечатление произвела на тебя эта картина и какие вызвала чувства?

4.Составление рассказа по картине с опорой на схему

Педагог предлагает послушать образец рассказа по картине:

Рассказ педагога:

Эта картина называется «Хоровод дружбы». Её нарисовал художник Владимир Маковский. Действие картины происходит за околицей села.  Художник изобразил летний день без работы, веселье с танцами, песнями крестьянских детей. На переднем плане нарисованы девочки в новых нарядах, косыночках, держащие друг друга за руки и идущие по кругу, напевая песню. Близко с хороводом сели в узенький кружок мальчишки. Они друг другу рассказывают интересные забавные истории. На них тоже праздничные рубахи, жилетки, шаровары одеты. На заднем плане художник нарисовал деревья, с раскачивающимися верхушками; Деревянные дома, крыши которых  покрыты соломой; необъятные поля с  нескошенной травой. Художник использовал много ярких, теплых красок для того, чтобы передать летнее настроение.  Это и ярко-зеленая трава, и  прозрачное, нежно-голубое, с легкими белыми облачками небо., и красные наряды у девочек.    В своей картине художник хотел передать как дружно, весело, с песнями и плясками проводили время мальчики и девочки в ясный, жаркий  летний день. Мне очень захотелось отправиться в деревню, к детям на полянку, чтобы вместе с ними встать в хоровод. У меня эта картина вызвала чувство радости, тепла, спокойствия и радости жизни.

А потом предлагает детям самостоятельно с помощью схемы составить свой рассказ.

рассматривают картину

подмечают важные детали

отвечают на вопросы

делают суждения –выводы

Танцуют

Рассматривают

Высказываются

Отвечают

слушают

с помощью схемы составляют  свой рассказ

Рефлексивный этап

(1 мин.)

-Что сегодня было удивительным, интересным, увлекательным?

– Трудно вам было рассказывать по схеме?

Высказываются, делятся своими впечатлениями

Перспективный

этап

(1 мин.)

5.Оживление картины или её фрагмента

Педагог предлагает детям показать с помощью пантомимы изображённые на картине объекты: дома и деревья - на дальнем плане; девочки  водят хоровод, а мальчики сидят - на переднем плане.

выполняют пантомиму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи по картине "Половодье"

Занятие составление описательного рассказа по картине «Половодье» или по картине Комарова «Дело плохо!»....

беседа по развитию речи "На картине, посмотри,- ожили Богатыри!"

Программные задачи: дать возможность попытаться самостоятельно назвать каждого богатыря на картине, используя ранее полученные знания;учить видеть приемы, с помощью которых художник отражает характер ...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД"

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: Заучивание русской народной потешки «Мыши водят хоровод…» Выполнила: воспитатель ЖЕРДЕВА Н.А. Задачи: -Учить читать наизусть поте...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по коммуникативному развитию. Развитие речи Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.

Программное содержание:Образовательные задачи- учить видению художественного образа,  единства  содержания  и  языка  пейзажной  живописи (настроение, выраженное  ср...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...