Конспект занятия "Развитие речи" в подготовительной группе на тему "Небылицы-перевертыши"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по рр "Небылицы-перевертыши"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr._nebylitsy-perevertyshi.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе
Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами.
Задачи:
1. Образовательные. Активизировать речевую деятельность детей; формировать умение и желание составлять свои небылицы; способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления.
2. Развивающие. Развивать словарный запас; развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы.
3. Воспитательные. Воспитывать умение работать в группах.
Материал и оборудование. Мяч для игры
Ход занятия
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, поздоровайтесь и подарите свою улыбку и хорошее настроение.
С добрым утром! Здравствуйте!
Дети все кричат с утра
Мы желаем всем здоровья
И, конечно же, добра!
Гимнастика для глаз «Носик»
Смотрит носик вправо-влево, Смотрит носик вверх и вниз. Что увидел хитрый носик? Ну, куда мы забрались? | Резко перемещают взгляд вправо и влево Резко перемещают взгляд вверх и вниз. Мягко проводят указательными пальцами по векам. |
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Качели», «Самовар».
Слушание песни В. Шаинского «Небылицы».
- О чём прослушали песню? Бывает ли на самом деле так, как поется в песне? (ответы детей)
II. Основная часть.
1. Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.
2. Сначала мы разомнемся. Д. И. «Скажи наоборот» (с мячом) .
Небо - земля
Пол - потолок
Черный- белый
Мир – война
Мальчик – девочка
Правда – ложь
Шум – тишина
Огонь – вода
Молодой – старый
Добрый – злой
Отдыхать – работать
3. Послушайте, что я сейчас прочитаю:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
- А что я вам сейчас прочитала? (Небылицу). Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
- Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал?
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
(Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель)
- Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)
- Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка. (Юрий Энтин поэт- песенник)
- Что смешного показалось? (ответы детей).
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки. (Зинаида Александрова- поэтесса)
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет. (О. Григорьев)
- Все ли здесь правильно? (ответы детей)
4. Физкультминутка.
Физкультминутка «Моряки» (движения по тексту)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
5. - А в каких сказках встречаются небылицы? (дети предполагают).
«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.
«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.
«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,
«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.
«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.
6. - Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.
Составление небылицы.
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из … (веток, ниток)
Борщ готовит из (камней,вещей)
Пироги печет из… (скрепок)
Торт готовит из (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из… (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может… (вред, бед)
Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц.
Например: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Что мы сегодня делали? Что вызвало затруднение? (ответы детей). Мне понравилось, как вы сегодня хорошо работали, было весело и познавательно. Спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...