"С пальчиками играем - речь развиваем! "
консультация по развитию речи
Опубликовано 23.10.2021 - 23:00 - Шумилина Светлана Эдуардовна
«С пальчиками играем – речь развиваем».
Консультация для родителей
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые
отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует
мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга.
Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой
моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в
дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работе по развитию мелкой
моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть
наибольшей эффективности.
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук
ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев
рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение
2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения
для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с
ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет
игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его
мамой и папой.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка
обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность
занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры
насильно. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с
опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с
согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений,
таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем
названное движение);«Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с
заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех
сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного
сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы(потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов,
способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью
стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая
память.
Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю
Вам поиграть:
Жил-был зайчик
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Лапки на опушке.
Отморозил носик
Отморозил хвостик.
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо –
Волка нет.
И дают морковку на обед.
Хлопают в ладоши
Три пальца в кулак, указательный и средний – уши
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут ладошки друг об друга
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Гладят кобчик
Трут ладони друг об друга.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Хлопают в ладоши
Поглаживают живот ладонью ведущей руки по
часовой стрелке.
Всем вам известны такие потешки как «Сорока белобока», «Ладушки»,
«Этот пальчик Бабушка...», однако существует множество и других интересных
текстов стихотворений, потешек которые могут стать основой для пальчиковой
гимнастики.
После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты
«пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так,
например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые используется для
развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать
воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:
Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз.
Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не
срывался на одинаковое положение рук.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
У нашего у Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый
У Марины куст малины
У Арины две рябины,
А у Вани
На плетень
Зелененький
Вьется хмель
выставляют два кулака
ставят ладони не ребро
показывают две ладони
выставляют два кулака
левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца
показывают ладонь
выставляют кулак
ладонь
кулак
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении
этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, т.е. разовьете у
вашего ребенка мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное ислуховое восприятие. Для тех, кого заинтересуют данные игры, в групповом
родительском уголке мы оставим папку передвижку, в которую поместим
расширенный вариант различных игр и упражнений с пальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_palchikami_igraem_rech_razvivaem_papka_peredvizhki_.pdf | 282.04 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиками играем - речь развиваем
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...
Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...
Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"
Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...
С пальчиками играем – речь развиваем
Рекомендации по проведению пальчиковых игр...
Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками
Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...
Долгосрочный проект по Развитию Речи "С пальчиками играем- речь развиваем".
Долгосрочный проект по Развитию Речи...