НОД "здравствуйте - я Часик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Толстых Марина Владиславовна

НОД для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Звуковая культура речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstyh_-_konspekt.doc.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: « Здравствуйте, я – Часик».

Образовательная область: речевое развитие.

Возраст: старшая  группа (5-6 лет).

Место НОД в изучении темы: в соответствии с календарным планом воспитательно – образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования.

Цель НОД: развивать звуковую культуру речи.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:    

  • Развивать речь детей, как средство общения; обогащать активный словарь.                                                                                                                 
  • Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, артикуляционный аппарат детей; отрабатывать произношение звука [ч] изолированно, в слогах и словах.
  • Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающей действительности и  их свойствах.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Физическое развитие:

  • Приобретать опыт в двигательной деятельности, направленный на развитие координации движений.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Развивать самостоятельную творческую деятельность детей через имитацию движений под музыку. 

Цель применения ИКТ В НОД: повышение уровня мотивации познавательной деятельности у детей; внесение разнообразия в образовательную деятельность детей; обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов.

Продолжительность использования цифрового ресурса в данной разработке: 5 мин.

Планируемые результаты НОД:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для  построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;  
  • ребенок может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок  способен к волевым усилиям, может следовать  правилам в разных видах деятельности;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предпосылки УУД: личностные - формирование познавательной и социальной мотивации; регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; познавательные - ориентировка в пространстве; умение применять правила и пользоваться инструкциями; коммуникативные - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; договариваться о распределении функций  в совместной деятельности.

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерная презентация, мяч, игра – пазл «Буква ч» (см. приложение 1),  игра «Составь скороговорку» (см. приложение 2), игра «Найди конверт» (см. приложение 3), сердечки из бумаги, фломастеры, конверт.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть (6 мин.)

Цель: активизация внимания детей, мотивация к проведению образовательной деятельности, выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель: проявить внимание к игровому персонажу, включиться в образовательный процесс.

Слайд1.

Раздается звон будильника.

-Ребята, интересно, что это за звук?

Слайд2.

На экране появляется изображение будильника.

- Здравствуйте, ребята! Это же я – Часик!

В. (воспитатель) – Да, ребята, я его знаю. Это веселый будильник. Он каждый день будит меня по утрам и напоминает, что необходимо сделать зарядку. Вот и сейчас он хочет, чтобы  мы с вами сделали зарядку. Но я предлагаю сделать не простую зарядку, а зарядку для языка.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата. 

Слайд 3.

Вот веселый язычок

Показал нам свой бочок.

Слайд 4.

Так немного полежал,

Свои зубки показал.

Слайд 5.

Выпил чая он из чашки,

Слайд 6.

Был горячий он,

Слайд 7.

но сладкий.

Слайд 8.

Пожевал он бутерброд,

Слайд 9.

Спрятался обратно в рот.

Вот!

Слайд 10.

Появляется изображение будильника.

- Какая замечательная зарядка, теперь я ее тоже буду делать по утрам.  

Дети прислушиваются, обращают внимание на экран.

- Здравствуй, Часик!

Дети кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживают под счет до 10.

Губы выдвигают вперед так, чтобы  были видны 4 верхних и 4 нижних зуба. Зубы сомкнуты, верхние зубы не перекрывают нижние. Удерживают это положение под счет до 10.

Открывают рот, широкий язык кладут на нижнюю губу, бока и кончик языка поднять вверх так, чтобы образовалось в середине углубление «чашечка». Губы в улыбке, зубы видно, бока языка касаются уголков губ. Удерживают это положение под счет до 10.

Выполняют «Чашечку» и дуют, направляя струю воздуха вверх . Повторить 3-5 раз.

Широким языком облизывают верхнюю губу сверху вниз. Бока языка касаются уголков губ, губы в улыбке, нижние зубы видно.

Прикусывают широкий кончик языка зубами. Выполняют жевательные движения передними зубами под счет до 10.

Убирают язык в рот.

Этап 2. Основная часть (20 мин.)

Цель: закрепить правильное произношение звука [ч], совершенствовать навык чтения.

Цель: принять игровую ситуацию,  использование имеющихся знаний и навыков.

В. -  Часик,  а я думала ты придешь не один. Я бы хотела, чтобы ты привел с собой звук [ч].

Слайд 11.

- А вы поиграйте в игру  «Скажи ласково».

Скажешь ласково и вот

[ч] к вам в гости и придет.

Игра «Скажи ласково».

Цель: закреплять умение образовывать слова в уменьшительно - ласкательной форме

Воспитатель называет слово, бросает мяч ребенку.  Ребенок, возвращая мяч, называет слово, используя уменьшительно – ласкательный суффикс –чек-.

ГРИБ

СЫН

ДУБ

ДЕНЬ

ПЕНЬ

ЗУБ

ЗАМОК

НОГОТЬ

КОТ

ЩЕНОК

УТЕНОК

ЦЫПЛЕНОК

Слайд 12.

- Да, да вот он мой любимый звук [ч]. Ребята, а вы можете рассказать мне про звук [ч], какой он?

В. – Ребята, а давайте споем песенку для Часика.

Игра «Оркестр».

Цель: развивать  слуховое  внимание, музыкальный слух,  упражнять в произношении звука [ч]. 

В. - Сначала репетиция –

В. - А теперь исполняем песенку –

Слайд 13.

- А ведь я – Часик и есть хранитель времени.  Хотите, я вам расскажу свою историю?

Слайд 14.

- Давным-давно было  такое время, когда часов не было.  Как же без них обходились люди?

 Презентация «История часов».

Цель: закрепить и расширить знания детей о разных видах часов и принципах их работы.

Слайд 15.

- Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Как вы думаете, как по ним определяли время? Когда ими можно пользоваться?

Слайд 16.

- История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы,  чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду.  Они их сделали из песка. И назвали их – 

И еще сделали часы с водой. И назвали их –

 Слайд 17.

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом и называются они механические.

Чтобы эти часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Слайд 18.

- На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети или на батарейках.

Слайд 19.

- Вот такая у меня история

А теперь скажите, какие вы знаете часы?

Слайд 20.

- Назовите мне часы в названии, которых есть звук [ч].

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.

В. - Часик, а ты знаешь, что наши ребята знают,  чем отличается звук от буквы.

В. - Ребята, я вам предлагаю показать Часику букву ч. Для  этого вам надо собрать пазл. Сейчас вы разделитесь на две команды, а мы с Часиком посмотрим какая команда быстрее соберет пазл.

Игра – пазл «Буква ч» (см. приложение 1).

Цель: развивать мелкую моторику, воображение, память,  логическое мышление. 

В. - А теперь, ребята, составят и прочитают скороговорку. Но сначала скажите мне, что вы знаете о предложении, потому что скороговорка, которую вы будете составлять – это предложение.

Игра «Составь скороговорку» (см. приложение 2).

Цель: формировать правильное произношение звуков, развивать фонематический слух и память, закрепить знание о предложении.

В. - Ой, ребята, смотрите, а Часик пропал. Наверное, он отправился в свою волшебную Страну Времени, но он нам оставил послание. Это послание мы сможем прочитать, если соберем все слоги. А помогут нам в этом схемы- планы нашей группы. На них обозначено, где находится каждый слог. Сейчас вы разделитесь на пары и найдете эти слоги, а цифры на конвертах подскажут нам, в каком порядке составить слоги.

Игра «Найди конверт» (см. приложение 3).

Цель: закреплять умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой, знание условных обозначений.

ГРИБОЧЕК

СЫНОЧЕК

ДУБОЧЕК

ДЕНЕЧЕК

ПЕНЕЧЕК

ЗУБОЧЕК

ЗАМОЧЕК

НОГОТОЧЕК

КОТЕНОЧЕК

ЩЕНОЧЕК

УТЕНОЧЕК

ЦЫПЛЕНОЧЕК

- Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Дети выполняют имитационные движения игры на барабане – ча-ча-ча-ча-ча, на трубе – чу-чу-чу-чу-чу, на скрипке – чи-чи-чи-чи-чи, на гитаре – че-че-че-че-че под знакомый мотив без слов .

ЧА-ЧА-ЧА-ЧА-ЧА – ходят часики, стуча (имитация игры на барабане).

ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ – я с часами не шучу (имитация игры на трубе).

ЧИ-ЧИ-ЧИ-ЧИ-ЧИ – время быстро не скачи (имитация игры на скрипке).

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ – я хочу успеть везде (имитация игры на гитаре).

- Да, хотим.

Дети садятся на стульчики.

- Ответы детей.

Просмотр презентации.

- Ответы детей.

- песочные часы.

- водные часы.

- Солнечные, песочные, водные, механические, электронные.

- Солнечные, песочные, механические.

Наклоны влево-вправо.

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

Дети останавливаются.



- Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Дети самостоятельно делятся на две команды и собирают пазл.

- Предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться точка.

Дети определяют начальный слог (написан с большой буквы) и, следуя по стрелкам, составляют скороговорку:

 Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Дети, которые умеют читать, читают скороговорку. Затем  повторяют ее все вместе сначала медленно, затем быстрее,  выделяя звук[ч].

Дети, ориентируясь по схеме- плану группы, находят слоги и выкладывают их в определенном порядке, затем дети, которые умеют читать, читают:

Спасибо, ребята.

Этап 3. Заключительная часть (4 мин.)

Цель: подведение итогов занятия,  рефлексия, самооценка детьми своей деятельности.

В. - Ребята, а вы бы хотели поблагодарить Часика?

В. - А что нового и интересного вы узнали сегодня.

В. - А за что бы каждый из вас мог бы себя похвалить.

В.- Хотели бы вы рассказать о том, что узнали сегодня своим друзьям и родителям?

В.- Я предлагаю тоже отправить послание для Часика. У меня есть бумажные сердечки, на которых, если вам понравилось занятие, вы напишите свое имя и положите эти сердечки в конверт. А я отправлю этот конверт Часику.

Воспитатель запечатывает конверт. Благодарит детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети берут сердечки, пишут на них свои имена и складывают в конверт.

Информационные ресурсы:

Будильник - http://www.easyfreeclipart.com/grandfather-face-clipart.html

Колокольчик - http://cattewilds.blogspot.ru/2013/08/school-bell.html

Артикуляционная гимнастика (картинки) - http://instamam.ru/index.php/2015/09/05/art-gimnastika/

Солнечные часы - http://billionnews.ru/tehnika/4077-interesnye-fakty-o-chasah-5-foto.html

Песочные часы, водные часы - http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=2041

Механические часы - http://www.hunianqu.com/tag/clock-clip-art

Электронные часы - http://hdimagegallery.net/digital%20clock%20clipart 

История часов - http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov/, http://www.razumniki.ru/istoriya_chasov_deti.html, http://festival.1september.ru/articles/606481/.

Физкультминутка - https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah

Артикуляционная гимнастика и песенка – стихи автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры "Часики"

Дидактическая игра "Часики", предназначена для детей 3 - 4 лет.  Способствует формированию  у детей умению различать части суток, называть их, развивает внимание, мышление....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2-3 г. жизни на тему «Часики»

Цель: развивать подвижность артикуляционной моторики у детей, развивать наблюдательность, мышление, интерес к исследовательской деятельности, познакомить с понятием времени и частей суток, упражнять в...

Утренняя гимнастика. Комплекс «Часики».

Комплекс  «Часики»До этого ребенку нужно показать маятниковые часы с боем. Начинаем утреннюю гимнастику с ходьбы 1—1/2 минуты.Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль...

"НОВОГОДНИЕ ЧАСИКИ" - музыкально-ритмическая композиция для детей старшего дошкольного возраста на музыку "Часики-Фиксики".

Пора появиться Деду Морозу, но его все нет. Снегурочка предлагает проверить часы, появляются «Новогодние часики», исполняют танец. В конце композиции звучит фонограмма «Бой часов», входит Дед Мороз....

Занятие “Музыкальное знакомство с маленькими часиками”

Совместное занятие музыкального руководителя и психолога для детей 2 младшей группы....

Новогодний утренник "Тик-так, тикают новогодние часики!"

Новогодний праздник в подготовительной группе детского сада с веселыми играми и импровизационными плясками...

Дидактическое пособие "Слоговые часики"

Дидактическое пособие "Слоговые часики"...