Консультация для родителей "Загадки в развитии детей дошкольного возраста"
консультация
Загадка - это увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении ребенка.
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии.
Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Загадки в развитии детей дошкольного возраста | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Загадки в развитии детей дошкольного возраста
Что такое загадка? А. И. Гурский пишет: «Загадку можно определить, как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п.
Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста:
- развитие наблюдательности;
- развитие познавательного интереса к окружающей действительности;
- развитие находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- развитие самостоятельности;
- развитие речи, поэтического слуха;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения
. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию
Загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении ребенка.
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии.
Загадки для детей младшего возраста (3-4 года)
Тематика загадок для маленьких ограниченна. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных (кошке, петушке и др.), о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить.
Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Например:
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет. (Кошка.)
Загадки для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.) сравнивать предметы между собой. Они выделяют и частные, и существенные, и внешние, и внутренние особенности предметов, явлений.
Детям пятого года жизни предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.
Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет.
Он называется... (Б у ф е т.)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Например: Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак (Петрушка.)
Загадки для детей старшего дошкольного возраста
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни; они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды,
семена; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе. У них значительно расширяются представления о нашей Родине, углубляются знания о труде людей, об орудиях и предметах труда, о транспорте, современной технике и ее назначении.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности. Они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.
Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть обязательно назван существенный, характерный:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)
6—7-летним детям предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: названы один-два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения: Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений: Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (Жук.)
Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагают загадки, отгадывать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением: Молода — похожа на серп, поживет — станет как лепешка
(месяц, луна).
Условия и приемы отгадывания загадок
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.
Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого не следует делать. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.
Какие бывают загадки? Загадки бывают:
- Загадки - описания признаков
Красна, сочна, душиста
Растет низко, к земле близко (Земляника.)
- Загадки - описания действия
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок.)
- Загадки - противопоставления
Не воин, а со шпорами,
Не караульщик, а кричит (Петух.)
- Загадки - вопросы
Что с земли легко поднимешь,
Но далеко не закинешь? (Пух.)
- Загадки - сравнения
Белый комочек
Прыг за пенечек
Скачет как мячик
Мордочку прячет (Заяц.)
- Загадки - рифмовки
Вдаль зовёт его дорога.
Светофор мигает строго.
Он проедет много миль,
легковой.... (автомобиль)
- Загадки - обманки
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно …
- Загадки - на смекалку
Идет то в гору, то с горы, но остается на месте. (Дорога.)
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает
способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений. «Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум »2.
Загадывайте детям загадки!
Источник:
1. Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»
2. https://podrastu.ru/zagadki/pro-zagadki.html
3. https://greednews.su/zagadki-protivopostavleniya
4. https://stihi.ru/2018/09/26/2028
5. https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki-na-smekalku/
6. https://prozagadka.ru/shkola/zagadki-obmanki-dlya-detej-5-6-let
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра — основной в...
Консультация для родителей "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"
Родителям о необходимости развития социальной компетентности ребенка...
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»...
Консультация для родителей "Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагается консультация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях»...