Педагогическая разработка "Чистоговорки и скороговорки для развития речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Голубева Алёна Минулловна

Педагогическая разработка разработана для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedrazrabotka_golubeva.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск

Челябинской области

Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110

тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru

ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001

Педагогическая разработка

по теме: «Чистоговорки и скороговорки, как средство развития речи дошкольника»

                                                        Голубева Алена Минулловна

                                воспитатель подготовительной

                    логопедической группы

                                                        МДОУ №8 «Ягодка»

                                                        Катав- Ивановского муниципального района

Катав-Ивановск

2021г.

РАССМОТРЕНО:

на Методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста Катав-Ивановского муниципального района

Заведующий _____________С.С.Подшивалова

СОСТАВЛЕНА:

в соответствии с Положением о Методическом объединении в МДОУ № 8 «Ягодка»

утвержденным приказом №_________

от ______________

заведующий __________С.С.Подшивалова  

 

Содержание

  1. Введение
  2. Педагогическая разработка
  3. Заключение
  4. Литература

1.Введение

   Педагогическая разработка «Чистоговорки и скороговорки , как средство                       развития речи дошкольника» разработана с целью узнать, что такое чистоговорки и скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи?». Воспитывать и побуждать интерес к способам и методам развития речи. Узнать историю появления скороговорок.

   Педагогическая разработка состоит из трех частей.

   Первая часть. Подготовительный этап.

Включает в себя: составление памяток и картотек скороговорок и чистоговорок, конспекта, подбор литературы, сбор информации из различных источников.

   Вторая часть. Основной этап.

Включает консультации для родителей, инновационные методы работы, оформление презентации по теме.

   Третья часть. Заключительный этап.

Подведение итогов.

Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов детских садов.

2. Педагогическая разработка «Чистоговорки и скороговорки , как средство развития речи дошкольника»»

Конспект занятия «Чистоговорки и скороговорки , как средство                       развития речи дошкольника»»

2.1Цель.Проанализировать информацию о скороговорках и чистоговорках и  выяснить их роль в развитии речи детей.

2.2Образовательные задачи:

-Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

-Расширять словарь детей эмоциональной лексикой.

2.3Развивающие задачи:

-Развивать воображение, мышление, память.

-Развивать слуховое внимание .

2.4Воспитательные задачи:

-Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к народной культуре.

-Продолжать воспитывать дружеское отношения между детьми, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, умение радоваться достигнутому результату.

2.5 Вид деятельности: Интегрированный.

2.6 Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Гипотеза – если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то  речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение за речью детей.

Основной этап

Ход занятия

   Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

   Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи.Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.

Короткие скороговорки:

У ёлки иголки колки

Длинные:

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Скороговорки, похожие на стихи:

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

Скороговорки с повторяющимся одним звуком:

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

С разными звуками:

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Бери круглый рублик

Купи круглый бублик (М. Шварц)

Значение скороговорок для развития речи.

Скороговорки очень веселые по содержанию, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение

Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.

Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее( не менее пяти раз).

   Чистоговорки для детей используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических  книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки:

СА - СА – СА -  ВОТ ЛЕТИТ ОСА,

СО - СО- СО- ПОКАТИЛОСЬ КОЛЕСО.

Чистоговорки для развития речи можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите, чистоговорку, «забыв» закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в долгой очереди или в дороге. Вот еще примеры чистоговорок:

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зайку моем мы в тазу;

Жа – жа – жа – в лесу нашли ежа.

Жа - жа - жа - есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло - на улице тепло.

My - му - му - молоко кому?

Ры - ры - ры - летают комары

Чи - чи - чи - у дома кирпичи

Придумать такиечистоговорки для детей не представляет собой ничего сложного. Достаточно только  посмотреть вокруг себя и найдется  десятки, а то и сотни подобных примеров. Главное - чтобы нужный звук присутствовал в самом последнем слоге фразы.

 Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

  • слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель (родитель, учитель – логопед);
  • слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, а рифмованную часть – дети , у которых в речи есть все звуки;
  •  слоговую часть произносит одна подгруппа – рифмованную другая;
  • первую и вторую части чистоговорки произносят дети;
  • прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог (слога не может быть без гласного звука) приходился один шаг (хлопок). Например: ла – ла - ла – ост – ра – я  пи – ла. Если ребенок затрудняется  в выполнении данного задания, взрослый шагает (хлопает ) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
  • Занятие с детьми нужно начинать такими словами: "Чтобы говорить внятно, нужно тренироваться. Для этого недостаточно тех несложных заданий, которые ты выполнял вместе с гномом Мямлей. К вам пришли специальные упражнения - чистоговорки. Кто умеет произносить чистоговорки, тот говорит чисто."

Методические приемы:  

- практические и игровые (организационный момент, игры, рефлексия, упражнения, эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия).

- наглядный (наблюдение, показ иллюстраций, показ действий, рассматривание иллюстраций).

- словесные (напоминание, объяснения, рассказ, чтение, проблемные вопросы, ответы детей, использование художественного слова).

Материалы и оборудование: презентация, картотека чистоговорок и скороговорок, интерактивная доска.

Заключительный этап

Подведение итогов

3.Заключение

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- продолжена работа по ознакомлению дошкольников с чистоговоками и скороговорками;

- дошкольники были заинтересованы данной темой

- есть необходимость делиться опытом на методических объединениях.

                                             4.Литература

Агеева И.Д «500 стишков для зарядки язычков». Творческий центр Сфера. Москва 2010г.

И.Г. Сухих «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков». Академия развития 2006г.

http://playroom.com.ru/skorog.php #zag1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Маленькие секреты! Скороговорки-"языковертки" в развитии речи детей дошкольного возраста

Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека.Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Традиционн...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники....