Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Для этого используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. * В своей работе над развитием речи детей, я решила использовать мнемотехнику. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
* Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста заключается в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
* Гипотеза : эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми. В своей работе с детьми одно из направлений моей педагогической деятельности - применение технологии мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
*Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. Что такое мнемотехника или мнемоника. Мнемоника – искусство запоминания. С помощью мнемотехники я подхожу к решению следующих задач: *Развивать связную и диалогическую речь. *Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по квадратам, дорожкам, таблицам. *Обучать детей правильному звукопроизношению. *Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Мнемотаблицы - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка) Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи - наглядность Рассматривание предметов, картин помогает детям называть их характерные признаки, производимые с ними действия. Тогда я решила в работе с детьми использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника , которую я использую: Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одиночное слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожки – ряд картинок, по которым можно составить небольшой рассказ.
мнемоквадраты мнемотаблицы мнемодорожки В своей работе с мнемотехникой мною были созданы мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы.
Игра «Составь Предложение». Дети по карточкам, дорожкам, составляют словосочетания, предложения, рассказы. Игра «Картинки-действия» . (Дети называют действия, обозначающие эти картинки: светит, улыбается и т.д., Отвечают на вопросы, кто или что может это делать, и составляют предложения или небольшой рассказ). Пути реализации моей работы: * Речевые игры : Игра «Расскажи сказку». Дети последовательно раскладывают карточки- картинки, составляют сказку. Игра «Однокоренные слова». Дети находят однокоренные слова по карточкам.
Пути реализации моей работы: * Работа с мнемотаблицами по теме: «Времена года», «Животные», «Транспорт», «Профессии» * Занятия * Беседы * Дидактические и подвижные игры * Составление загадок. * Отгадывание мнемозагадок .
Ожидаемые результаты : Улучшение показателей связности речи. У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Мнемотаблицы
Речевая игра «Составь предложение»
Речевая игра «Однокоренные слова» Речевая игра «картинки-действия»
Речевая игра «Расскажи сказку»
Этапы реализации : Сначала с детьми мы работали по мнемоквадратам, мнемодорожкам, потом перешли на мнемотаблицы. С помощью таблиц дети учились описывать предметы, животных, профессии, транспорт и т.д. Также рассказывать сказки по мнемоквадратам, с оставлять предложения по мнемодорожкам, описывать сюжеты, составлять рассказ по мнемотаблицам ; составлять загадки, угадывать по описанию (предмет, время года, животное).
Увидев эффективность наглядного материала, я поделилась своими педагогическими находками с коллегами нашего д./с. Провела Мастер-класс по использованию мнемотехники для развития речи детей, где показала и рассказала методы и приемы работы с таблицами, продемонстрировала наглядный материал, провела игры с педагогами.
Рассказывали о признаках зимы, составляли предложения, находили однокоренные слова, составляли рассказ. Показала открытое занятие с детьми старшей группы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники «Зима». Во время занятия дети работали с мнемоквадратами , дорожками, таблицами.
Результаты: Улучшаются показатели связной речи. У детей формируются умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники. Вывод: Использование мнемотехники в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Литература: *В. В. Гербова «развитие речи в детском саду» 5-6 лет. Мозаика-синтез. МОСКВА 2023г. *Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009г. * https://4brain.ru/blog/metodiki-mnemotehniki-v-detskom-sadu-chto-eto-takoe-i-zachem-nuzhno/?ysclid=ls33dxu0gj975519014 * https://multiurok.ru/files/mnemotekhnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrast.html?ysclid=ls33ob0hew438954354
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Одной и...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....
Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»
Развитие связной речи детей с ОВЗ , посредством использования мнемотехники....
Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозг...