Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Исмайлова Надежда Васильевна

Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический проект1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: воспитатель Исмайлова Н.В. МБДОУ «Детский сад» г. Усинск с. Усть -Уса Педагогический проект «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Слайд 2

К.Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Слайд 3

Для этого используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. * В своей работе над развитием речи детей, я решила использовать мнемотехнику. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Слайд 4

* Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста заключается в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 5

* Гипотеза : эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми. В своей работе с детьми одно из направлений моей педагогической деятельности - применение технологии мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Слайд 6

*Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. Что такое мнемотехника или мнемоника. Мнемоника – искусство запоминания. С помощью мнемотехники я подхожу к решению следующих задач: *Развивать связную и диалогическую речь. *Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по квадратам, дорожкам, таблицам. *Обучать детей правильному звукопроизношению. *Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Слайд 7

Мнемотаблицы - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка) Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи - наглядность Рассматривание предметов, картин помогает детям называть их характерные признаки, производимые с ними действия. Тогда я решила в работе с детьми использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника , которую я использую: Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одиночное слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожки – ряд картинок, по которым можно составить небольшой рассказ.

Слайд 8

мнемоквадраты мнемотаблицы мнемодорожки В своей работе с мнемотехникой мною были созданы мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы.

Слайд 9

Игра «Составь Предложение». Дети по карточкам, дорожкам, составляют словосочетания, предложения, рассказы. Игра «Картинки-действия» . (Дети называют действия, обозначающие эти картинки: светит, улыбается и т.д., Отвечают на вопросы, кто или что может это делать, и составляют предложения или небольшой рассказ). Пути реализации моей работы: * Речевые игры : Игра «Расскажи сказку». Дети последовательно раскладывают карточки- картинки, составляют сказку. Игра «Однокоренные слова». Дети находят однокоренные слова по карточкам.

Слайд 10

Пути реализации моей работы: * Работа с мнемотаблицами по теме: «Времена года», «Животные», «Транспорт», «Профессии» * Занятия * Беседы * Дидактические и подвижные игры * Составление загадок. * Отгадывание мнемозагадок .

Слайд 11

Ожидаемые результаты : Улучшение показателей связности речи. У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Слайд 12

Мнемотаблицы

Слайд 14

Речевая игра «Составь предложение»

Слайд 15

Речевая игра «Однокоренные слова» Речевая игра «картинки-действия»

Слайд 16

Речевая игра «Расскажи сказку»

Слайд 17

Этапы реализации : Сначала с детьми мы работали по мнемоквадратам, мнемодорожкам, потом перешли на мнемотаблицы. С помощью таблиц дети учились описывать предметы, животных, профессии, транспорт и т.д. Также рассказывать сказки по мнемоквадратам, с оставлять предложения по мнемодорожкам, описывать сюжеты, составлять рассказ по мнемотаблицам ; составлять загадки, угадывать по описанию (предмет, время года, животное).

Слайд 21

Увидев эффективность наглядного материала, я поделилась своими педагогическими находками с коллегами нашего д./с. Провела Мастер-класс по использованию мнемотехники для развития речи детей, где показала и рассказала методы и приемы работы с таблицами, продемонстрировала наглядный материал, провела игры с педагогами.

Слайд 23

Рассказывали о признаках зимы, составляли предложения, находили однокоренные слова, составляли рассказ. Показала открытое занятие с детьми старшей группы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники «Зима». Во время занятия дети работали с мнемоквадратами , дорожками, таблицами.

Слайд 25

Результаты: Улучшаются показатели связной речи. У детей формируются умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники. Вывод: Использование мнемотехники в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Слайд 26

Литература: *В. В. Гербова «развитие речи в детском саду» 5-6 лет. Мозаика-синтез. МОСКВА 2023г. *Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009г. * https://4brain.ru/blog/metodiki-mnemotehniki-v-detskom-sadu-chto-eto-takoe-i-zachem-nuzhno/?ysclid=ls33dxu0gj975519014 * https://multiurok.ru/files/mnemotekhnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrast.html?ysclid=ls33ob0hew438954354


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....

Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозг...