"Научимся говорить играя"
методическая разработка по развитию речи

Дмитриева Анастасия Сергеевна

Методическая разработка о запуске речи у детей раннего возраста. В ней описаны этапы формирования речи, диагностика готовности сенсорной системы ребенка, вызывание речи у детей до года с помощью различных игр (на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, дыхания и моторики). А так же немного о моторном планировании!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchimsya_govorit_igraya_metodich.rekomendatsii.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Научимся говорить играя»

Методические рекомендации по запуску речи у детей раннего возраста

Автор - Дмитриева Анастасия Сергеевна, учитель-дефектолог

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ

Очень кратко рассмотрим, как должна формироваться речь у ребёнка в раннем возрасте!

I этап – подготовительный (0-1 год)

До 2 месяцев крик ребенка считается рефлекторной реакцией. После 2 месяцев голосовые реакции ребенка приобретают коммуникативное значение!

Около 4 месяцев появляется гуление (напевание гласных и гортанных согласных звуков).

После 5 месяцев гуление постепенно переходит в лепет (воспроизведение слогов (ба, ма, па)).

К 1 году ребенок может говорить 5-10 «лепетных» слов (баба, мама, папа, дядя и т.д.)

II этап – преддошкольный (1-3 года)

Для этого периода (1 г.3 м -1 г.8 м) характерны предложения из однословной фразы (бух, бам).

В 1 г.8 м. -1 г.10 м характерна двухсловная фраза (мама, иди)

К 2 годам ребёнок объединяет слова в предложения, но без грамматического оформления!

К 3 годам дети используют простые распространённые предложения из 3 и более слов.

III и IV, в рамках данной методической разработки, мы рассматривать не будем!

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

Сенсорной системой называют часть нервной системы, которая воспринимает внешнюю для мозга информацию, передаёт её в мозг и анализирует (включает в себя зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и тактильное восприятие)!

Для успешного освоения навыка речи, у ребёнка должна слажено работать вся сенсорная система.

Поэтому, прежде чем требовать от ребенка речь, следует проверить, нет ли нарушений в его сенсорной системе!

Полноценную диагностику должны проводить только специалисты (ЛОР, офтальмолог, невролог и др.) Но некоторые признаки неблагополучия в раннем возрасте вы можете обнаружить сами.

  1. Диагностика нарушений зрения

Уже в первые месяцы жизни ребёнок должен останавливать взгляд на лице взрослого, реагировать на яркие игрушки, следить за движением предметов!

  1. Диагностика нарушения слуха

С 3-4 недель ребёнок поворачивает голову в сторону звука, пугается громких звуков, сосредотачивает взгляд на губах говорящего как на источник звука.  

  1. Диагностика нарушения осязания

Ребенок с первых дней рефлекторно сжимает руку в кулачок, если положить палец на его ладонь. Позже легко захватывает игрушки. Имеется реакция на тёплую и холодную пищу.

КАК РАЗВИВАТЬ СЕНСОРНУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ

Сенсорная система ребенка развивается поэтапно:

I  этап – получение информации

Чем больше ребёнок получает сенсорных ощущений, тем больше у него возможностей!

Наша задача – дать ребёнку безопасно исследовать предметы (колючее, твёрдое, мягкое, липкое, мокрое и тд.) и не навязывать свой опыт, ребенок должен получить его сам.

II этап – обработка информации

На этом этапе ребенок изучает предметы и делает определённые выводы (например, он уже понимает, что мяч можно легко катить, а коробку нет). И чем больше он получает информации, тем меньше делает ошибок.

Наша задача – помогать воспроизводить действия, которые делаете сами (переливать воду, выжимать тряпку, развешивать вещи и тд.).

III этап – воссоздание образа

Очень важный этап – воссоздание образа из кусочка информации (например, игры с закрытыми глазами-поиск предметов на слух, на ощупь, на запах).

Наша задача – играть как можно в большее количество игр на разные виды сенсорного восприятия.

ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА ДО ГОДА

Итак, речь – это слаженная работа мозга, органов чувств, органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата. И чтобы ребенок мог говорить, нужно чтобы его организм был к этому готов! Именно поэтому, стоит начинать подготавливать ребенка к речевой деятельности с первых месяцев жизни!

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Первыми появляются гласные звуки, поэтому с них и начнём работу по запуску речи у детей.

Если ребёнок уже умеет произносить гласные звуки, то данные игры будут способствовать интересу для дальнейшего развития (ребенок, успешно выполняя задания, получит положительные эмоции и будет стремиться делать больше).

Рекомендация: занимаясь с ребенком, можно накрасить губы яркой помадой, для привлечения его внимания!

Занятие 1. Звук А

Произносим звук при укачивании, повторяем за ребенком

Занятие 2. Звук О

Произносим звук выразительно, при удивлении (например, достаем игрушку из коробки)

Занятие 3. Звук И

Произносим звук, подражая лошадку (используем фигурку лошади)

Занятие 4. Звук Е

Произносим звук эмоционально во время игры (например, при попадании мяча в корзину)

Занятие 5. Звук Э

Произносим звук протяжно во время подвижной игры (например, катание с горки)

Занятие 6. Звук Ы

Произносим звук протяжно во время игры (например, подражая диким животным)

1.        Игры на развитие тактильного восприятия;

  1. месяц

Доставляем ребенку контрастные ощущения (нежные прикосновения чередуем похлопываниями, пощипываниями)

1-2 месяца

Даем в ручку различные предметы (по форме, размеру, текстуре)

2-3 месяца

Берем в руку ручку ребенка и проводим по разным текстурам (гладкое, шершавое, пушистое и т.д)

3-4 месяца

Даем возможность ребенку потрогать как можно больше игрушек из разных материалов (дерево, ткать, пластик, силикон, резина)

5-6 месяцев

Изучаем предметы различных форм (мяч, куб, конструктор)

7-8 месяцев

Учимся вытаскивать предметы из кармашка, тянуть за веревку

9-10 месяцев

Игры с водой, песком

10-12 месяцев

Игры с пальчиковыми красками

2.        Игры на развитие слухового восприятия;

0-1 месяц

Звеним игрушками на разном расстоянии

1-2 месяца

Играем с погремушкой на расстоянии 30 см от лица

2-3 месяца

Игры с игрушками разного негромкого звучания

Рассказывание стихов, потешек, пение песен

3-4 месяца

Разговариваем, комментируем свои действия и действия ребенка

5-6 месяцев

Звовем ребенка по имени с разной интонацией на разном расстоянии и ждем реакции

7-8 месяцев

Игры с разными музыкальными игрушками

9-10 месяцев

Прислушиваемся к бытовым звукам дома и шуму на улице

10-12 месяцев

Совместные игры на музыкальных инструментах и быт. предметами

3.        Игры на развитие зрительного восприятия;

0-1 месяц

Даем разглядывать лицо, можно накраситься яркой косметикой

1-2 месяца

Показываем ребенку на расстоянии 30 см яркую игрушку

2-3 месяца

Показываем ребенку по 2 предмета контрастного цвета (например, красный и желтый кубик)

3-4 месяца

Показываем ребенку предметы разных форм и размеров (маленький кубик и большой мячик)

Игры со светящимися мячиками, гирлянда

5-6 месяцев

Наблюдение за тем, как предметы падают на пол

7-8 месяцев

Даем рассматривать красочные картинки с крупными изображениями (в идеале на светлом фоне)

9-10 месяцев

Достаем предметы из мешочка, коробки

10-12 месяцев

Расширяем кругозор ребенка

ИГРЫ С ГЛАГОЛАМИ

Сюжетная игра, с использованием куклы (другой игрушки)

Игра 1. Топ-топ

Игра 2. Ням-ням

Игра 3. Куп-куп

Игра 4. Тяни

Игра 5. Кати и др.

1.        Игры на развитие тактильного восприятия;

Игра 1. Прятки в манке

  • «Рисование на подносе»
  • «Рисование по контуру»

Игра 2. «Волшебный мешочек»

Игра 3. «Тактильные крышечки»

2.        Игры на развитие слухового восприятия;

Игра 1. «Шумовые баночки»

Игра 2. «Тихо-громко»

Игра 3. «Солнышко дождик»

3.        Игры на развитие зрительного восприятия;

Игра «Изучаем цвета»

4.        Игры на развитие обоняния;

Игра 1. «Найди овощ по запаху»

Игра 2. «Найди фрукт по запаху»

5.        Игры на развитие вкусового восприятия.

     

  Игра 1. «Найди овощ по вкусу»

  Игра 2. «Найди фрукт по вкусу»

  1. Артикуляционная гимнастика;

«Сладкое варенье», «Качели», «Лошадка», «Заборчик», «Чашечка» и др.

  1. Игры на развитие дыхания;

В раннем возрасте, когда ребенок только учится говорить, он сталкивается с ситуацией, когда нужно и говорить и дышать одновременно! Для некоторых деток это превращается в целую проблему.

Если Вы замечали, что при попытке что-то рассказать ребенок как-будто задыхается, говорит взахлеб, невнятно, проглатывая окончания, то не стоит сильно переживать! Скорее всего, ребенок просто неправильно дышит и Вы сами, без помощи логопеда, можете ему помочь!

     Сдувать с ладошки ватку, листик, салфетку, перышко и др.

  1.  Пальчиковые игры и гимнастика;

Сжимать-разжимать кулачки, загибать пальчики под счет, «замочек», и др.

  1. Массаж с помощью мячей и Су-Джок.

Су-джок - шарик с шипами особой конструкции и специальные металлические кольца, с помощью которых проводится терапия!

У них очень много полезных функций, но я хотела бы остановиться на том, что такой массаж положительно влияет на развитие мелкой моторики и активизацию речи у детей!

Вот одно из упражнений, которое лучше всего дополнять текстом. Пока ребенок не говорит, Вы можете комментировать действия за него!

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И в дополнение хочу немного рассказать о моторном планировании.

Моторное планирование - умение выстроить последовательность из непривычных действий!
Например, представьте, что вы учитесь водить автомобиль и каждое действие выполняете медленно, задумываясь что и когда делать, куда смотреть. Это является, этапом моторного планирования до того момента, пока вы перестанете думать над каждым действием!

Так и с речью у детей. Чтобы говорить, ребенок должен осознанно контролировать работу артикуляционного аппарата пока звукопроизношение не перейдёт в двигательный навык!

Для стимуляции развития речи ребёнка, полезно постоянно проводить занятия на моторное планирование

Допустим, ребенок собирает одну и ту же пирамидку много раз и для него это уже не представляет сложности. Теперь эта пирамидка просто игрушка и никак не влияет на развитие!

Какие задания необходимо давать ребёнку для развития этого навыка?

1. Сортировка мелких предметов не пальцами, а пинцетом, прищепками, ложками и др.

2. Выполнение действий сразу обеими руками;

3. Выполнение заданий НЕ ведущей рукой;

4. Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением;

5. Пальчиковые игры со стихами.

Конечно же, это лишь вспомогательный метод в развитии речи. Но в комплексе с другими, даёт очень хороший результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку научиться говорить

Консультация для родителей...

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

Поможем ребенку научиться говорить правильно.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в детском саду....

Игра научит говорить.

Консультация учителя - логопеда...

Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...

Игра научит говорить

Ребенок активно участвует в игре, которая провоцирует его на высказывание в ответ....