"Научимся говорить играя"
методическая разработка по развитию речи
Методическая разработка о запуске речи у детей раннего возраста. В ней описаны этапы формирования речи, диагностика готовности сенсорной системы ребенка, вызывание речи у детей до года с помощью различных игр (на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, дыхания и моторики). А так же немного о моторном планировании!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchimsya_govorit_igraya_metodich.rekomendatsii.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Научимся говорить играя»
Методические рекомендации по запуску речи у детей раннего возраста
Автор - Дмитриева Анастасия Сергеевна, учитель-дефектолог
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ
Очень кратко рассмотрим, как должна формироваться речь у ребёнка в раннем возрасте!
I этап – подготовительный (0-1 год)
До 2 месяцев крик ребенка считается рефлекторной реакцией. После 2 месяцев голосовые реакции ребенка приобретают коммуникативное значение!
Около 4 месяцев появляется гуление (напевание гласных и гортанных согласных звуков).
После 5 месяцев гуление постепенно переходит в лепет (воспроизведение слогов (ба, ма, па)).
К 1 году ребенок может говорить 5-10 «лепетных» слов (баба, мама, папа, дядя и т.д.)
II этап – преддошкольный (1-3 года)
Для этого периода (1 г.3 м -1 г.8 м) характерны предложения из однословной фразы (бух, бам).
В 1 г.8 м. -1 г.10 м характерна двухсловная фраза (мама, иди)
К 2 годам ребёнок объединяет слова в предложения, но без грамматического оформления!
К 3 годам дети используют простые распространённые предложения из 3 и более слов.
III и IV, в рамках данной методической разработки, мы рассматривать не будем!
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Сенсорной системой называют часть нервной системы, которая воспринимает внешнюю для мозга информацию, передаёт её в мозг и анализирует (включает в себя зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и тактильное восприятие)!
Для успешного освоения навыка речи, у ребёнка должна слажено работать вся сенсорная система.
Поэтому, прежде чем требовать от ребенка речь, следует проверить, нет ли нарушений в его сенсорной системе!
Полноценную диагностику должны проводить только специалисты (ЛОР, офтальмолог, невролог и др.) Но некоторые признаки неблагополучия в раннем возрасте вы можете обнаружить сами.
- Диагностика нарушений зрения
Уже в первые месяцы жизни ребёнок должен останавливать взгляд на лице взрослого, реагировать на яркие игрушки, следить за движением предметов!
- Диагностика нарушения слуха
С 3-4 недель ребёнок поворачивает голову в сторону звука, пугается громких звуков, сосредотачивает взгляд на губах говорящего как на источник звука.
- Диагностика нарушения осязания
Ребенок с первых дней рефлекторно сжимает руку в кулачок, если положить палец на его ладонь. Позже легко захватывает игрушки. Имеется реакция на тёплую и холодную пищу.
КАК РАЗВИВАТЬ СЕНСОРНУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ
Сенсорная система ребенка развивается поэтапно:
I этап – получение информации
Чем больше ребёнок получает сенсорных ощущений, тем больше у него возможностей!
Наша задача – дать ребёнку безопасно исследовать предметы (колючее, твёрдое, мягкое, липкое, мокрое и тд.) и не навязывать свой опыт, ребенок должен получить его сам.
II этап – обработка информации
На этом этапе ребенок изучает предметы и делает определённые выводы (например, он уже понимает, что мяч можно легко катить, а коробку нет). И чем больше он получает информации, тем меньше делает ошибок.
Наша задача – помогать воспроизводить действия, которые делаете сами (переливать воду, выжимать тряпку, развешивать вещи и тд.).
III этап – воссоздание образа
Очень важный этап – воссоздание образа из кусочка информации (например, игры с закрытыми глазами-поиск предметов на слух, на ощупь, на запах).
Наша задача – играть как можно в большее количество игр на разные виды сенсорного восприятия.
ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА ДО ГОДА
Итак, речь – это слаженная работа мозга, органов чувств, органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата. И чтобы ребенок мог говорить, нужно чтобы его организм был к этому готов! Именно поэтому, стоит начинать подготавливать ребенка к речевой деятельности с первых месяцев жизни!
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Первыми появляются гласные звуки, поэтому с них и начнём работу по запуску речи у детей.
Если ребёнок уже умеет произносить гласные звуки, то данные игры будут способствовать интересу для дальнейшего развития (ребенок, успешно выполняя задания, получит положительные эмоции и будет стремиться делать больше).
Рекомендация: занимаясь с ребенком, можно накрасить губы яркой помадой, для привлечения его внимания!
Занятие 1. Звук А
Произносим звук при укачивании, повторяем за ребенком
Занятие 2. Звук О
Произносим звук выразительно, при удивлении (например, достаем игрушку из коробки)
Занятие 3. Звук И
Произносим звук, подражая лошадку (используем фигурку лошади)
Занятие 4. Звук Е
Произносим звук эмоционально во время игры (например, при попадании мяча в корзину)
Занятие 5. Звук Э
Произносим звук протяжно во время подвижной игры (например, катание с горки)
Занятие 6. Звук Ы
Произносим звук протяжно во время игры (например, подражая диким животным)
1. Игры на развитие тактильного восприятия;
- месяц
Доставляем ребенку контрастные ощущения (нежные прикосновения чередуем похлопываниями, пощипываниями)
1-2 месяца
Даем в ручку различные предметы (по форме, размеру, текстуре)
2-3 месяца
Берем в руку ручку ребенка и проводим по разным текстурам (гладкое, шершавое, пушистое и т.д)
3-4 месяца
Даем возможность ребенку потрогать как можно больше игрушек из разных материалов (дерево, ткать, пластик, силикон, резина)
5-6 месяцев
Изучаем предметы различных форм (мяч, куб, конструктор)
7-8 месяцев
Учимся вытаскивать предметы из кармашка, тянуть за веревку
9-10 месяцев
Игры с водой, песком
10-12 месяцев
Игры с пальчиковыми красками
2. Игры на развитие слухового восприятия;
0-1 месяц
Звеним игрушками на разном расстоянии
1-2 месяца
Играем с погремушкой на расстоянии 30 см от лица
2-3 месяца
Игры с игрушками разного негромкого звучания
Рассказывание стихов, потешек, пение песен
3-4 месяца
Разговариваем, комментируем свои действия и действия ребенка
5-6 месяцев
Звовем ребенка по имени с разной интонацией на разном расстоянии и ждем реакции
7-8 месяцев
Игры с разными музыкальными игрушками
9-10 месяцев
Прислушиваемся к бытовым звукам дома и шуму на улице
10-12 месяцев
Совместные игры на музыкальных инструментах и быт. предметами
3. Игры на развитие зрительного восприятия;
0-1 месяц
Даем разглядывать лицо, можно накраситься яркой косметикой
1-2 месяца
Показываем ребенку на расстоянии 30 см яркую игрушку
2-3 месяца
Показываем ребенку по 2 предмета контрастного цвета (например, красный и желтый кубик)
3-4 месяца
Показываем ребенку предметы разных форм и размеров (маленький кубик и большой мячик)
Игры со светящимися мячиками, гирлянда
5-6 месяцев
Наблюдение за тем, как предметы падают на пол
7-8 месяцев
Даем рассматривать красочные картинки с крупными изображениями (в идеале на светлом фоне)
9-10 месяцев
Достаем предметы из мешочка, коробки
10-12 месяцев
Расширяем кругозор ребенка
ИГРЫ С ГЛАГОЛАМИ
Сюжетная игра, с использованием куклы (другой игрушки)
Игра 1. Топ-топ
Игра 2. Ням-ням
Игра 3. Куп-куп
Игра 4. Тяни
Игра 5. Кати и др.
1. Игры на развитие тактильного восприятия;
Игра 1. Прятки в манке
- «Рисование на подносе»
- «Рисование по контуру»
Игра 2. «Волшебный мешочек»
Игра 3. «Тактильные крышечки»
2. Игры на развитие слухового восприятия;
Игра 1. «Шумовые баночки»
Игра 2. «Тихо-громко»
Игра 3. «Солнышко дождик»
3. Игры на развитие зрительного восприятия;
Игра «Изучаем цвета»
4. Игры на развитие обоняния;
Игра 1. «Найди овощ по запаху»
Игра 2. «Найди фрукт по запаху»
5. Игры на развитие вкусового восприятия.
Игра 1. «Найди овощ по вкусу»
Игра 2. «Найди фрукт по вкусу»
- Артикуляционная гимнастика;
«Сладкое варенье», «Качели», «Лошадка», «Заборчик», «Чашечка» и др.
- Игры на развитие дыхания;
В раннем возрасте, когда ребенок только учится говорить, он сталкивается с ситуацией, когда нужно и говорить и дышать одновременно! Для некоторых деток это превращается в целую проблему.
Если Вы замечали, что при попытке что-то рассказать ребенок как-будто задыхается, говорит взахлеб, невнятно, проглатывая окончания, то не стоит сильно переживать! Скорее всего, ребенок просто неправильно дышит и Вы сами, без помощи логопеда, можете ему помочь!
Сдувать с ладошки ватку, листик, салфетку, перышко и др.
- Пальчиковые игры и гимнастика;
Сжимать-разжимать кулачки, загибать пальчики под счет, «замочек», и др.
- Массаж с помощью мячей и Су-Джок.
Су-джок - шарик с шипами особой конструкции и специальные металлические кольца, с помощью которых проводится терапия!
У них очень много полезных функций, но я хотела бы остановиться на том, что такой массаж положительно влияет на развитие мелкой моторики и активизацию речи у детей!
Вот одно из упражнений, которое лучше всего дополнять текстом. Пока ребенок не говорит, Вы можете комментировать действия за него!
МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И в дополнение хочу немного рассказать о моторном планировании.
Моторное планирование - умение выстроить последовательность из непривычных действий!
Например, представьте, что вы учитесь водить автомобиль и каждое действие выполняете медленно, задумываясь что и когда делать, куда смотреть. Это является, этапом моторного планирования до того момента, пока вы перестанете думать над каждым действием!
Так и с речью у детей. Чтобы говорить, ребенок должен осознанно контролировать работу артикуляционного аппарата пока звукопроизношение не перейдёт в двигательный навык!
❗Для стимуляции развития речи ребёнка, полезно постоянно проводить занятия на моторное планирование❗
Допустим, ребенок собирает одну и ту же пирамидку много раз и для него это уже не представляет сложности. Теперь эта пирамидка просто игрушка и никак не влияет на развитие!
Какие задания необходимо давать ребёнку для развития этого навыка?
1. Сортировка мелких предметов не пальцами, а пинцетом, прищепками, ложками и др.
2. Выполнение действий сразу обеими руками;
3. Выполнение заданий НЕ ведущей рукой;
4. Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением;
5. Пальчиковые игры со стихами.
Конечно же, это лишь вспомогательный метод в развитии речи. Но в комплексе с другими, даёт очень хороший результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку научиться говорить
Консультация для родителей...
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...
Поможем ребенку научиться говорить правильно.
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в детском саду....
Игра научит говорить.
Консультация учителя - логопеда...
Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"
Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...
Игра научит говорить
Ребенок активно участвует в игре, которая провоцирует его на высказывание в ответ....
Выступление на городской педагогической конференции «ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ - НАДО ГОВОРИТЬ!»
Как развивать речь ребёнка...