Консультация для родителей: «Развитие речи у дошкольников через игровую деятельность»
консультация по развитию речи
У детей дошкольного возраста происходят значительные изменения как в развитии отдельных психологических процессов (памяти, мышления и т. д.) в отношениях с окружающими (взрослыми, сверстниками), так и в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 749.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Развитие речи у дошкольников через игровую деятельность»
У детей дошкольного возраста происходят значительные изменения как в развитии отдельных психологических процессов (памяти, мышления и т. д.) в отношениях с окружающими (взрослыми, сверстниками), так и в различных видах деятельности.
Как отмечают психологи, в этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования начатков контроля и самоконтроля за речью.
Воспитание звуковой культуры речи. Важным этапом в формировании звуковой культуры речи является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и зву-
ков) отрабатывается с помощью специального речевого матери-
ала: шуток-чистоговорок, потешек, поговорок, фраз, содержащих
определенную группу звуков («Бы-бы-бы — идет дым из тру-
бы», «У Сани едут сани сами»), упражнений на договарива-
ние слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка —
Воспитатель продолжает вести работу и по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха. Так, в процессе игр малышам предлагается определять на слух (по звучанию) разные детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки. Вне занятий организуются игры на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.
Когда дети упражняются в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе, особое внимание воспитатель
обращает на тех, кто постоянно говорит тихо или громко
В повседневном общении необходимо следить за темпом речи
детей. Неторопливая речь взрослых — хороший пример для подражания. Детям предлагается повторить различные звукосочетания со сменой высоты голоса (как мяукает кошка — и как котенок). При чтении потешек, стихов, сказок обращать внимание детей на выразительную сторону речи, давать образец чтения.
Громкость и плавность речи во многом зависят от речевого дыхания. Подготовительная работа по развитию речевого дыхания
проводится систематически на прогулке, во время игр. Детям в зависимости от времени года предлагают дуть на тонкие полоски
бумажек (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на другие лег-
кие предметы; произносить протяжно, на одном выдохе гласные и
согласные звуки, небольшие фразы, шутки-чистоговорки. Педагог
берет под контроль воспитанников, не умеющих правильно пользоваться речевым выдохом (когда вдох делается в середине короткой
фразы).
В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.
Словарная работа. В дошкольном возрасте основное
внимание уделяется увеличению, обогащению словаря в процессе
расширения знаний и представлений об окружающем мире.
Дети четвертого года жизни не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы, поэтому важно чаще спрашивать: «Что это?», давать задания типа «Покажи елочку, ослика...» для правильного соотнесения предмета и слова, его обозначающего.
Наряду с этим следует иметь в виду и качественное развитие
словаря: правильное обозначение как самих предметов, так и их
свойств и действий, т. е. использование в речи не только имен существительных, но и прилагательных, и глаголов. С этой целью чаще следует ставить вопросы: «Какой? Что можно делать? Что делает?» Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит:
«Лена, покажи большой мяч. Какой он? (Отвечают два-три ребенка.)
А какого цвета другой мяч? А это какой мяч?.. (маленький)». Цель следующих вопросов — активизация
применения в речи глаголов: «Что вы делаете с мячом? Как можно с ним играть?» Можно сравнивать предметы, называя самые разные
их качества: «Эта елочка высокая, а эта?..» Далее воспитатель просит поставить в одну сторону высокие елочки, а в другую — низкие.
Конечно, на первых занятиях дети не всегда могут назвать какие-то качества, действия предмета, тогда им помогает воспитатель, но обязательно надо просить детей повторить эти слова, чтобы о них включали в свой активный словарь. Аналогичные вопросы ставятся при рассматривании картинок. Например, вопросы по картине «Куры»: «Посмотрите на эту картинку. Кто это? Что это у петушка?.. (Гребешок, хвост.) Вам нравится петушок? Петушок какой?..
(Красивый, большой, сильный.) А цыплята какие?.. (Маленькие, желтенькие, пушистые.) Как цыплята пищат? А с кем гуляют цыплята? Что делают куры?.. (Пьют воду, клюют, ищут
червячков для своих цыплят)». Таким образом, дети не только
перечисляют увиденное на картинке, но и называют качества, действия персонажей.
Обязательно используется наглядный материал — предметы, игрушки, картинки.
В дошкольном возрасте при нормальном развитии ребе-
нок осваивает все основные грамматические категории языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Сказанное не означает, что в этом возрасте завершается формирование грамматического строя речи, однако ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для его повседневного общения.
Это разговорная речь. В ней нет причастий и деепричастий, характерных для письменной речи, нет некоторых типов придаточных
предложений (например, условных), редко встречается сослагательное наклонение глагола.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных за-
дач: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Для развития связной речи используется пересказ хорошо знакомых литературных произведений (сказки, рассказа), рассматривание картин и игрушек.
Сначала дошкольники воспроизводят текст, подключаясь к пере-
сказу взрослого, повторяя отдельные слова или целые предложения.
Для более эмоционального восприятия сказки желательно использовать фланелеграф или настольный театр.
Преемственность речевых задач проявляется в том, что от выполнения отдельных словарных и грамматических упражнений дети сразу переходят к составлению короткого связного высказывания.
Сначала идет рассматривание картинки (игрушки), ответы на вопросы о предмете (что это? кто это?), его признаках и действиях, затем начинается совместное рассказывание.
Воспитатель начинает предложение, ребенок его заканчивает.
«Это ... (лиса). Она ... (большая, пушистая, хитрая; охотится на мышей и т. п.)». После совместного рассказывания дети
могут самостоятельно повторить текст.
Задания, направленные на развитие связной речи, органически
включаются в содержание занятия.
Воспитатель учит рассматривать картинку, замечать в ней главное и, начиная с простого перечисления предметов, постепенно подводит детей к связным высказываниям.
После беседы о нарисованном на картинке воспитатель составляет с ребенком совместный рассказ, тем самым показывая, как можно строить предложения, как соединять их между собой.
При рассматривании игрушек детей подводят к составлению описательных рассказов. Начинается эта работа с выполнения лексических и грамматических заданий: дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом словарном материале строят связное высказывание, сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.
У детей четвертого года жизни уровень связности высказывания
во многом зависит от умения строить отдельные предложения и
соединять их в текст с помощью цепной местоименной связи (Это кошка. Она любит молоко), синонимической замены (Это котенок. Котенок играет), лексического повтора (Зайчик прыгает. Зайчику холодно). Совместное рассказывание со взрослым
показывает ребенку, как можно связать между собой предложения разными типами связей. Именно такое обучение помогает в дальнейшем использовать в связном высказывании не только формально-сочинительные средства связи (а это очень распространенный способ), но и многие другие, которыми ребенок легко овладевает благодаря сотворчеству со взрослым.
Таким образом, при формировании связной речи необходимо
учитывать особенности речевых задач, условия индивидуального
воздействия, а также применять игровые формы при обучении построению связного высказывания (описания и повествования).
Большое место в предлагаемой методике отводится играм-инсценировкам с игрушками. Эти игры приносят малышам наибольшую радость. В них педагог выступает сначала в роли активного участника, затем в роли организатора.
Некоторые инсценировки направлены на выделение последовательности действий героев.
Постепенно детей следует подводить к самостоятельной речевой
деятельности в играх-инсценировках. При этом имеются в виду не драматизации с заранее разученными ролями, где дети повторяют готовый литературный текст, а игры, предполагающие импровизированные диалоги и монологи действующих лиц.
Для первых инсценировок лучше использовать сюжеты хорошо
знакомых детям сказок. В них следует вводить либо новых героев,
либо новые ситуации («Теремок», «Репка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"
Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...
Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.
Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....
Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность
Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...
Консультация для родителей Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность
Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность Цель работы:Развитие умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь).Формировать ...
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнк...
Консультация для родителей «Развитие речи старших дошкольников через игровую деятельность»
Консультация для родителей...