Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Болтушка»
рабочая программа по развитию речи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Болтушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_boltushka.docx | 53.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА»
Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» Протокол № ______ от «___» ____20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» ______________ О.М. Пахомова Пр. № ___ от «__» ___ 20 ___г.
|
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Болтушка»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: дети 5-7лет
Срок реализации программы: 1год
Автор:
учитель-логопед
Яковлева Ирина Сергеевна
Назарово
2021
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Болтушка» (далее ДООП) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Калинка» г. Назарово Красноярского края, утверждённый Постановлением администрацией г. Назарово № 2223-п от 24.12.2015г.
- Направленность программы
ДООП «Болтушка» социально-гуманитарной направленности ориентирована на удовлетворение потребностей детей в речевом развитии. Она направлена на формирование фонетико-фонематической стороны речи, обогащение словарного запаса, подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении.
- Новизна
Новизна ДООП заключается в использовании современных технологий, методов и форм работы, в обновлении и разнообразии логопедических упражнений. Занятия построены в игровой форме, так как игровой метод проведения занятий придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Отличие данной ДООП от уже имеющихся заключается в том, что программа включает в себя образовательные модули.
1.1.3. Актуальность программы
Актуальность разработанной ДООП определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 75% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Речевое развитие ребенка (наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым развитием) является приоритетным для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
1.1.4. Педагогическая целесообразность
В старшем дошкольном возрасте становление и развитие речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка. Поэтому адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет.
Включение в программу игр и упражнений, традиционных и нетрадиционных методов направленных на развитие всех компонентов речи является приоритетным для всестороннего полноценного развития детей старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте все компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.
Одним из критериев оценки развития речи является словарный запас ребенка. В этом возрасте он составляет 4000-7000 слов, из них преобладают существительные, наиболее используются синонимы и антонимы. Ребята знают: названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.
Второй критерий оценки развития речи - грамматический строй речи. Дети старшего дошкольного возраста говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.
Дети старшего дошкольного возраста поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь. Связная речь является необходимым критерием развития речи. Познавательно - речевое развитие позволяет им излагать свои мысли понятным языком. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.
Важным критерием также является фонетико-фонематическое развитие речи. К шести годам дети определяют на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданный звук. Дети различают на слух звуки и правильно их произносят, звукопроизношение должно быть правильным.
Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.
1.1.5. Педагогические концепции
Методологической основой для разработки занятий, используемых для реализации программы, являются следующие подходы и концепции: Нищева Н.В. «Комплексная программа дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи для детей с 3-7 лет»; Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения»; Гаврина С.Е. «Логопедическая тетрадь»; Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».
Принципы реализации программы:
- принцип индивидуализации, учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип взаимосвязи в работе над различными сторонами речи;
- принцип наглядности;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
1.1.6. Организационно-педагогические условия
На обучение по ДООП «Болтушка» принимаются все желающие дети старшего дошкольного возраста, на основании заявления родителей или законных представителей. Участники программы имеют права выбора модуля, который хотели бы посещать. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы: 5-6 лет, 6-7 лет.
Реализация ДООП рассчитана на 1 год и включает в себя три образовательных модуля. Объём программы: 36 академических часов (12 академических часов рассчитано на один модуль).
Режим проведения занятий: занятия в микрогруппах для детей 5-6 лет 1 раз в неделю по 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.
Количество детей в группе – до 5 человек.
- Цели и задачи программы
Цель программы: развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формировать и совершенствовать грамматический строй речи детей.
2. Развивать фонетико-фонематическую систему языка и навыки языкового анализа.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Способствовать обучению элементам грамоты.
- Содержание программы
Теория (6 ч.): Знакомство с буквами. Ознакомление с речевым аппаратом. Ознакомление с артикуляцией звуков. Знакомство с характеристикой звуков. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».
Практика (30 ч.): Выполнение артикуляции звуков русского алфавита. Выделение начального звука в слове. Выделение конечного звука в слове. Подбор слов начинающихся на заданный звук. Определение места звука в слове. Определение твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Деление слов на слоги. Узнавание и называние букв. Конструирование и печатание букв. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв.
Работа по развитию звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный этап.
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата и подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков.
2. Автоматизация поставленных звуков.
3. Дифференциация звуков.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Данный этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
Коррекционно-развивающая работа по развитию слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом по развитию звукопроизношения).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».
Коррекционно-развивающая работа по развитию фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков).
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори».
Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
- Учебно-тематический план
Учебный план состоит из трех модулей, которые имеют задачи, планируемые результаты. Предусматривается аттестация по каждому модулю.
№ | Модуль | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Свистящая семейка» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
2. | «Шипяшая семейка» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
3. | «Сонорная семейка» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
Итого часов | 36 | 6 | 30 |
Учебно-тематический план модуля «Свистящая семейка»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | «Почему говорить нужно правильно?». | 1 (30 мин) | 8 мин. | 22 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
2. | «Кто в домике живет?». Ознакомление на доступном уровне с речевым аппаратом. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
3. | «В гости к свистящей семейки». Постановка звука [С]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
4. | «Путешествие паровозика». Автоматизация звука [С] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
5. | «Волшебные словечки». Дифференциация звуков [С-С']. Закрепление произношения звука [С] в словах. | 1 (30 мин) | 3 мин. | 27 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
6. | «Язычок на полянке скороговорок». Автоматизация произношения звуков [С-С'] в словах и предложениях. | 1 (30 мин) | 2 мин. | 28 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
7. | «Космическое путешествие». Постановка звука [З], автоматизация в слогах. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
8. | «Слоговые песенки». Автоматизация звука [З] в словах, дифференциация звуков [З-С]. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
9. | «Знакомство с лесными жителями». Дифференциация звуков [З-З']. Закрепление произношения звуков [З-З'] в словах. | 1 (30 мин) | 4 мин. | 26 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
10. | «Путешествие в страну Звукляндию». Постановка звука [Ц]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
11. | «Узнай звук». Автоматизация звука [Ц] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
12. | «Музыкальная шкатулка». Итоговое занятие. | 1 (30 мин) | 0 мин. | 30 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
Учебно-тематический план модуля «Шипящая семейка»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | «В этом домике живут…» Знакомство с артикуляционным аппаратом. | 1 (30 мин) | 8 мин. | 22 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
2. | «Веселый язычок». Подготовительная работа к постановке звуков. | 1 (30 мин) | 6 мин. | 24 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
3. | «Язычок в гостях у Шипящей семейки». Постановка звука [Ш]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
4. | «Мышиная семья». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
5. | «Ушки на макушке». Постановка звука [Ж]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
6. | «Зоопарк». Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
7. | «Чего на свете не бывает…». Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 3 мин. | 27 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
8. | «Забавы старичка Лесовичка». Постановка звука [Ч]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
9. | «Слоговые песенки». Автоматизация звука [Ч] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 2 мин. | 28 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
10. | «Прогулка Язычка». Постановка звука [Щ]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
11. | «Кого я вижу, что я вижу». Автоматизация звука [Щ] в слогах и словах. Дифференциация звуков [Ч-Щ] в слогах и словах. | 1 (30 мин) | 3 мин. | 27 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
12. | «Полянка знатоков». Итоговое занятие. | 1 (30 мин) | 0 мин. | 30 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
Учебно-тематический план модуля «Сонорная семейка»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | «Язык наш - друг наш». Подготовительная работа к постановке звуков. | 1 (30 мин) | 8 мин. | 22 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
2. | «В гостях у братьев Р - Р'». Постановка звука [Р]. | 1 (30 мин) | 8 мин. | 22 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
3. | «Веселый рыбак». Автоматизация звука [Р] в слогах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
4. | «Фотограф». Автоматизация звука [Р] в словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
5. | «На Горизонтских островах». Дифференциация звуков [Р-Р']. | 1 (30 мин) | 4 мин. | 26 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
6. | «В гостях у братьев Л - Л'». Постановка звука [Л]. | 1 (30 мин) | 7 мин. | 23 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
7. | «Озорные буквы». Автоматизация звука [Л] в слогах, дифференциация звуков [Л-Л']. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
8. | «Волшебные словечки». Автоматизация звуков [Л-Л'] в словах. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
9. | «Заколдованные дорожки». Дифференциация звуков [Л-Л']. | 1 (30 мин) | 4 мин. | 26 мин. | Парная | Кабинет учителя-логопеда |
10. | «Слово - сказка». Дифференциация звуков [Р'-Л'], [Л-Р]. | 1 (30 мин) | 4 мин. | 26 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
11. | «Необыкновенное домино». Закрепление произношения звуков [Л] и звуков [Р]. | 1 (30 мин) | 5 мин. | 25 мин. | Групповая | Кабинет учителя-логопеда |
12. | «Подружились со звуками». Итоговое занятие. | 1 (30 мин) | 0 мин. | 30 мин. | Индивидуальная | Кабинет учителя-логопеда |
- Планируемые результаты
1. Сформирован грамматический строй речи:
- понимают различные формы словоизменения;
- понимают предложно-падежные конструкции;
- используют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- умеют согласовывать прилагательные и числительные с существительным в роде, числе и падеже.
2. Развита фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:
- правильно артикулируют звуки речи в различных фонетических позициях;
- закреплены представления о гласных и согласных звуках;
- находят в предложениях слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
- определяют твердость-мягкость, звонкость-глухость согласных звуков;
- делят слова на слоги и определять количество слогов в слове.
3. Обогащен словарный запас:
- употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- используют в речи имена числительные, местоимения, наречия и причастия;
- понимают понятие «слово» и оперируют им.
4. Развита связная речь:
- умеют задавать вопросы и отвечать на них;
- составляют описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах;
- придумывают небольшие рассказы по собственному замыслу.
5. Ознакомлены с элементами грамоты:
- правильно называют буквы русского алфавита;
- различают понятия «буква» и «звук»;
- знают правописания печатных букв русского алфавита.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во часов | Режим занятий | Сроки проведения промеж., итоговой аттестации |
2021-2022 уч. г. | 01.09.2021 г. | 31.05.2022 г. | 36 недель | 36 акад. часов | 1 раз в неделю | Сентябрь, май |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, столы и стулья детские, зеркало настенное, зеркала индивидуальные, компьютер, мольберт, карандаши (простые, цветные) и тетради, дидактический материал.
Информационное обеспечение: аудио- и видеозаписи, интернет источники:
- Ирина Асеева. Стихи с логопедическими упражнениями, закрепление звуков. URL: https://solnet.ee/parents/p11_37.
- Развивающие онлайн-задания для детей дошкольного возраста. Стань школьником с Робобориком. URL: https://roboborik.com.
Кадровое обеспечение: программа реализуется учителем-логопедом, имеющим высшее профессиональное образование.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
2.3.1. Формы аттестации
Форма отслеживания образовательных результатов: наблюдение с занесением результатов в протокол (Приложение 1).
Форма предъявления образовательных результатов: аналитическая справка по итогам логопедического обследования.
2.3.2. Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводиться: текущий и промежуточный контроль, который включает в себя логопедические задания, основанные на игровой диагностике.
Текущий и промежуточный контроль проводятся по 3 раза в год, результаты фиксируются в протокол. Способами контроля над успешностью реализации ДООП являются логопедические задания, которые обучающиеся выполняют согласно пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень».
Оценка «высокий уровень» выставляется в том случае, если множественные компоненты речи соответствуют возрастной норме.
Оценка «средний уровень» выставляется в том случае, если некоторые компоненты речи ниже возрастной норме.
Оценка «низкий уровень» выставляется в том случае, если множественные компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы.
2.4. Методические материалы программы
2.4.1. Образовательные технологии
1. Белякова Л.И. Технология развития речевого дыхания и голоса.
2. Глухов В.П., Ткаченко Т.А. Технологии развития связной речи.
3. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.
4. Лалаева Р.И., Филичева Т.Б. Технология развития лексико-грамматических компонентов речи.
5. Нищева Н.В. Технология развития интонационной стороны речи.
6. Павлова М.А. Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
7. Пак Чже Ву, Су-Джок терапия. Играем с пальчиками.
8.Сидорчук Т.А. Технология развития связной речи дошкольников.
9. Сиротюк А.Л. Кинезиологические упражнения.
10. Ткаченко Т.А. Технология развития фонематического слуха.
11. Ткаченко Т.А. Технология коррекции звукопроизношения.
12. Хоменко Н.Н. Компьютерные технологии в коррекции речи.
13. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет.
2.4.2. Методы и приемы, используемые в работе с детьми
Словестные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, вопросы, словесные игры и упражнения.
Наглядные методы: показ иллюстраций, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения упражнений.
Практические методы: подвижные игры, пальчиковые упражнения, упражнения направленные на деятельность детей.
2.4.3. Основные формы проведения занятий
Формы организации учебных занятий: занятие – игра, конкурс, викторина, круглый стол, практическое занятие, презентация.
2.4.4. Дидактический материал
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
- схематический (схемы-алгоритмы действий);
- картинный (картины, иллюстрации);
- звуковой (аудиозаписи);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и т.п.).
2.5. Список литературы
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. (Логопед в ДОУ).
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб, 2005 г.
- Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Метод.пособие . – СПб.: Детство-Пресс, 1999 . – 110,1с. : ил .
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.— СПб.: Акцидент, 1998.
- Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей, подготовительный этап: пособие для логопеда /. - М : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 112 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. — Москва, «Школьная пресса», 2003г.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». — Москва, «Просвещение», 2008 г.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Приложение 1
Критерии оценивания результатов образовательной деятельности
по модулю «Свистящая семейка»
Ф.И. ребенка:___________________
№ | Компоненты речи | Текущий контроль | Промежуточный контроль |
1 | Артикуляционная моторика | ||
2 | Грамматический строй речи:
| ||
3 | Слоговая структура слова | ||
4 | Звукопроизношение:
| ||
5 | Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез | ||
6 | Словарный запас | ||
7 | Связная речь | ||
8 | Уровень развития речи |
Критерии оценивания результатов образовательной деятельности
по модулю «Шипящая семейка»
Ф.И. ребенка:___________________
№ | Компоненты речи | Текущий контроль | Промежуточный контроль |
1 | Артикуляционная моторика | ||
2 | Грамматический строй речи:
| ||
3 | Слоговая структура слова | ||
4 | Звукопроизношение:
| ||
5 | Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез | ||
6 | Словарный запас | ||
7 | Связная речь | ||
8 | Уровень развития речи |
Критерии оценивания результатов образовательной деятельности
по модулю «Сонорная семейка»
Ф.И. ребенка:___________________
№ | Компоненты речи | Текущий контроль | Промежуточный контроль |
1 | Артикуляционная моторика | ||
2 | Грамматический строй речи:
| ||
3 | Слоговая структура слова | ||
4 | Звукопроизношение:
| ||
5 | Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез | ||
6 | Словарный запас | ||
7 | Связная речь | ||
8 | Уровень развития речи |
Система оценки:
3 балла - речь ребенка соответствует возрастной норме.
2 балла - некоторые компоненты ниже возрастной нормы.
1балл - множественные компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы.
0 баллов - грубые нарушения компонентов речи ребенка.
Высокий уровень (19-21 балл)
Средний уровень (11-18 баллов)
Ниже среднего (7-10 баллов)
Низкий уровень (0-6 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...