«Использование метода проекта в работе с детьми разного возраста в ДОУ»
статья

Данилова Ангелина Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проекта в работе с детьми разного возраста в ДОУ»

Теоретико-методологической основой для осуществления проектной деятельности в дошкольном учреждении являются исследования Е. С. Евдокимовой, Л. Д. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, Т. В. Кузнецовой, С. И. Поздеевой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.

Основным организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом является воспитатель. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Примечательно, что до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому.

Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник реже обращается к ним с просьбами, активнее организует самостоятельную деятельность, у него развивается самоконтроль, ребенок способен адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.

Следует подчеркнуть, что проектный метод выступает косвенным методом образования, поэтому в нем важны не столько полученные ребенком знания, сколько сам процесс: нахождение решения, его осуществление, отношение к нему участников проекта.

Л. Д. Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

Л. Д. Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий:

Дети 4–5 лет:

1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3. Привлечение детей к участию в планирования деятельности.

4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.

5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5–6 лет:

1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности

3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования

Дети 6–7 лет:

1. Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.

2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Определение детьми перспективы развития проектирования.

На первом этапе освоения проектных действий детьми рекомендуется отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.

На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, расширить проблему проектирования.

Третий и последующие этапы освоения проектных действий - творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т. е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.

Таким образом, внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ остается актуальной, поскольку позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делая образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Как отмечается А. Г. Асмоловым, детство обеспечивается поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы.- М.: Сфера, 2016.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  3. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога // Первое сентября. 2004. № 9. C. 12–15.
  4. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование?» // Ребенок в детском саду. № 5. 2009. С. 9–11.
  5. Пьянкова Л.А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения/ Л.А.Пьянкова // Вестник ТГПУ.-2014.-№11-С.140
  6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитаниюСовременные исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые в...

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

«Использование метода проекта в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я...

Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.

Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. ...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...