Использование знаковой символики при заучивании стихотворений в дошкольном возрасте
статья по развитию речи

Филимонова Гульфия Асхатовна

Использование знаковой символики при заучивании стихотворений в дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филимонова Гульфия Асхатовна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара

Использование знаковой символики при заучивании стихотворений в дошкольном возрасте

Развитие знаково-символической деятельности дошкольников – один из способов формирования  памяти, восприятия, внимания, речи, мышления и других функций, благодаря которым ребенок будет с успехом обучаться в школе. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и развиваются к старшему дошкольному возрасту. На первых этапах приемы запоминания предлагает взрослый, и в этом ему на помощь приходят различные символические аналогии. В частности графические – это обозначение символом реального образа. Навык у детей формируется постепенно, при этом доля самостоятельности ребенка увеличивается. Впоследствии они осмысливают и начинают сами придумывать знаки, символы для описания предметов, явлений, действий, проявлений различных черт характера.

Символьный этап позволяет решать следующие задачи:
- Знакомит с графическим способом представления информации;

- Развивает умения кодировать информацию; 
- Концентрирует внимание;
- Развивает вариативное мышление, фантазию, творческие способности;
- Развивает различные анализаторы (двигательные, слуховые, зрительные);
- Позволяет удерживать в памяти словесный материал;
- Облегчает и ускоряет процесс запоминания;
- Повышает наблюдательность;
- Позволяет большее внимание уделять речи.

Чтобы связи между зрительными образами хорошо запоминались, они должны быть удобными для восприятия. И следует соблюдать следующие принципы:

- принцип от простого к сложному;

- принцип систематичности;

- принцип повторности;

- принцип наглядности.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- чтение произведения, беседа по содержанию;

- кодирование элементов информации в зрительные образы опираясь на ассоциации;

- запоминание последовательности информации (соединение элементов, установление связей);

- закрепление информации повторением, индивидуальным прочтением детей.

Так при заучивании стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой», детям был неизвестен символ «?». Озвучив его, была обыграна ситуация: медвежонок пришел в гости и хотел бы рассказать детям что-то интересное, но не знал с чего начать. Ребятам предлагалось спросить. Вопросы посыпались рекой: Мишка, как ты  делаешь берлогу? Мишка, а тебе не холодно зимой? Мишка, как ты ловишь рыбу? Мишка, а пчелы тебя не кусают?.. Подводя итоги, нужно сделать  акцент, что мы задавали вопросы. Автор этого стихотворения тоже спрашивает: «Мишка, мишка! Что с тобой?».  А что же могут означать другие символы? Так символ «много снежинок» - «Много снега, снегопад, холодно» - говорили дети. – А   когда это бывает? – Зимой. Этот же символ встречается и при заучивании стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать…» При ознакомлении детей со стихотворением А. Плещеева, дети услышали признаки проявления осенних явлений природы, которые помогают описывать состояние погоды. Детальное заучивание этого стихотворения происходит в старшем возрасте.  При заучивании потешки «Тень, тень, потетень», дети встретились с новыми словами. И прежде чем познакомить со знаковой символикой, надо объяснить их значение. В старшем возрасте, при рассматривании других произведений,  знаки можно заменять буквенной символикой.

Не всегда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.  В этих случаях следует обратить  внимание детей на какие-то отдельные слова, которые и стоит отобразить в таблице. Эту технику можно использовать и при рассказывании сказок, описании природных явлений, составлении рассказов о предметах. Ребята обычно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Необходимо развивать у ребенка богатое воображение, фантазию, творчество, способность к замещению и разным преобразованиям, умение находить связи, то есть надо учить его «читать» графические аналогии.

Список литературы

Т.В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС» Санкт-Петербург

В.А. Козаренко  «Учебник мнемотехники» Система запоминания «Джордано» Москва 2007

Н.А. Олейник «Технология формирования связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с ОНР посредством мнемотехники», Новосибирск 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, являетс...

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....

«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

      В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.Когда ребёнок  учит стихи – развивается его речь...

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста...