ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация
консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_mnemotehniki.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, способствует речевому развитию дошкольников.
Особое место среди произведений всех литературных жанров отводится стихотворениям, так как работа с ними вызывает значительные затруднения у детей. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Н.С. Карпинская, Е.А. Флерина, О. С Ушакова, Л.М. Гурович, Ю.Г. Илларионова и др.
По определению В.М. Жирмунского, стихотворение - это написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организованное по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Знакомство с жанром стихотворения в детском саду необходимо. Именно в дошкольном возрасте, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, для совершенствования мышления и речи необходимо яркое, лаконичное, образное слово. Поэтому в дошкольном возрасте важным является работа по формированию интереса к поэзии, работа по заучиванию стихотворений.
Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Интересным приемом запоминания изучаемого произведения является изучение стихов с опорой на наглядный материал, так называемый ассоциативный метод или мнемотехника. Ребенку легче понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые слова и их последовательность с помощью установления связи между словом (фразой) и предложенной картинкой. То есть происходит перевод словесной информации в образную форму.
Мнемоника или мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Замечено, что заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру. Использование метода мнемотехник облегчает процесс запоминания и делает более эффективным.
У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений - вопрос, имеющий практическое значение.
Существуют предметные, предметно - схематические и схематические мнемотаблицы. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Суть работы с мнемотаблицей заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Требования к мнемотаблице:
· знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
· знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
· знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.
Стихотворения подбираются в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и интересами детей. Условно всю работу можно разбить на несколько этапов:
· первичное сообщение о предстоящем заучивании;
· чтение педагогом стихотворения (необходимо это делать максимально эмоционально, привлекая внимание дошкольников);
· беседа по содержанию стихотворения (на этом этапе проводится словарная работа с детьми);
· повторное чтение стихотворения с опорой на схему (в начале работы детям предлагаются готовые схемы, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы);
· далее идет зарисовка готовых схем (иллюстрации к стихотворениям раскрашиваются детьми вручную, это позволяет сделать их наиболее натуральными и привлекательными, такой подход вызывает эмоциональный отклик у воспитанников);
· поэтапная отработка схемы, прочтение педагогом отдельно каждой строчки с опорой на схему; повторение ее ребенком;
· завершающий этап - ребенок после знакомства с содержанием стихотворения, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит стихотворение целиком.
Необходимо отметить, что длительность всего процесса и каждого этапа в отдельности зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.
Все это позволяет превратить занятия в игру, тем самым способствуя лучшему усвоению материала.
Литература:
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000
2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...
Приемы заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, являетс...
Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ
Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ...
Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста
Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...
Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».
Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений....