Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
Изучение методической литературы по данной теме.
Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
Расширение кругозора и представлений о мире.
Овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей ;
Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
Проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции
на 2024-2025 г.
Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря»
Составила:
воспитатель I квал. категории
Самойлова О. В
2024г
Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря.»
Учебный год: 2024-2025
Составила: Самойлова Оксана Викторовна
Направление: речевое развитие
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: август
Срок реализации: 1 год
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Развитие речи у детей 4-5 лет происходит особенно быстро. Активный словарь малышей от 4-х до 5 лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
Изучение методической литературы по данной теме.
Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
Расширение кругозора и представлений о мире.
Овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей ;
Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
Проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
Ожидаемый результат:
Увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Проблемы:
Не развито представление о мире
Не активна речь детей
Форма работы с детьми:
Групповая; Подгрупповая; Индивидуальная;
Изучение учебно- методической литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2010г
3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б.
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | Октябрь | Совершенствовать навыки речевого общения, обогащать представление о профессии продавца, кассира их обязанностях. | Ситуативная игра: «В магазине» |
Ноябрь | Выявления уровня сформированности знаний и представлений о диких животных. | Квест на тему : «Дикие животные» | |
Январь | Закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах; Развивать слуховое и зрительное восприятие детей; внимание, мышление и речь (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи); общую и мелкую моторику; Совершенствовать коммуникативные навыки. | Вечерний досуг: «Зимующие птицы» | |
Март | Способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития. | Викторина «Юные грамотеи!» | |
Май | Формирование умения строить связные монологические высказывания; способствовать формированию умения строить связные монологические высказывания с помощью опорной схемы. | Занятие-игра «Путешествие в лес» | |
Работа с родителями | Сентябрь | Презентация родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». |
Декабрь | Рекомендации родителям | Конференция: «Поговори со мною, мама!» | |
Февраль | Повышение педагогической грамотности родителей. | Круглый стол «Учим ребёнка общаться». | |
Апрель | Расширение знаний родителей о значение театральной деятельности в развитие дошкольников. | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». | |
Июнь | Заседание семейного клуба. | «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря.» | |
Самореали зация | В течение года | Изучение литературы, подборка материалов. | Публикации на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря» |
Январь | Изучение литературы «Активизация речи детей 5-6 лет». | Мастер-класс для педагогов ДОУ
| |
Март | Подборка материала | Выступление на методическом объединении по речевому развитию на тему «Речевое развитие, как средство общения и обогащения активного словаря». | |
Пополнение Предметно-пространственная среда | Изготовление дидактических игр с применением картинок Дидактические игры: «Скажи наоборот» Цель игры: расширять словарь антонимов. «Подбери словечко» «Магазин посуды» Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание. Дидактические игры: - «Что лишнее?»; - «Волшебные кубики»; - «Контрасты» Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Картотека пальчиковых игр Изготовление Лэпбук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры
Статья пиводит примеры и прктические советы по развитию речи у старших дошкольников....
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...

Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС».
В статье описывается опыт работы использования технологии Кроссенс,представлены этапы,виды,приведены примеры ....