Памятка для родителей по развитию речи
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста
ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
- Побольше разговаривайте со своим малышом.. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
- Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
- Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
- Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
- Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
- Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как , то есть способность представить себе события, которые должны состояться. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи,в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
- Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам.
Игры для развития речевого подражания
Самолётики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолётик:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
летит самолёт
Прямо вперёд!
Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Пароходики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.
Машинки.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Ходим по комнате, имитируя при помощи.
Паровозики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.
Гости.
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста
ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
- Побольше разговаривайте со своим малышом.. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
- Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
- Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
- Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
- Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
- Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи,в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
- Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам.
Игры для развития речевого подражания
Самолётики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолётик:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
летит самолёт
Прямо вперёд!
Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Пароходики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.
Машинки.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Ходим по комнате, имитируя при помощи.
Паровозики.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.
Гости.
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
Куколка.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
Кукла «танцует и кланяется».
А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
Большие ноги идут по дороге.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
Куколка.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
Кукла «танцует и кланяется».
А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
Большие ноги идут по дороге.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию речи
В памятке содержится информация для родителей детей младшего дошкольного возраста. Она составлена по результатам анкетирования родиттелей и содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Родите...

Памятка для родителей по развитию речи детей.
В памятке даны методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста (комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения для развития связной речи)...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правильное развитие речи у детей с первых дней жизни
Первый год жизни – период голосовых реакций гуление, лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий.К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, ...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».
Памятка для родителей по развитию речи в раннем возрасте...